Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Государственная символика

Утомление и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);

-· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

— появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

— на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;

— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;

— деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Переутомление — это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

— резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

— нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);

— стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

— свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;

— режим питания — интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;

— продолжительность и кратность сна — д ля детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч.

— время пребывания на свежем воздухе в течение дня — общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;

— продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями — задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.

гигиены детей и подростков Л. В. Михалевская

Почему возникает переутомление у детей?

Переутомление у ребенка – довольно частое явление в современном мире. Если раньше усталость была чувством присущим взрослым, то теперь не меньше от него страдают и дети. Всё больше и больше информации, растут нагрузки в школе, бесконечные кружки, изучение языков, использование гаджетов. Всё это приводит к истощению ребёнка и перегружает его нервную систему.

Как проявляется усталость у ребенка?

Распознать утомление у детей можно по следующим признакам: ребенок начинает хуже учиться в школе, не хочет выполнять заданное на дом, а его познавательные процессы ухудшаются. Если он выполняет домашнюю работу, то с ней возникают трудности. Все это признаки утомления у ребенка.

Основные причины переутомления

Переутомление не наступает моментально. Это длительно развивающийся процесс. Состояние утомленности у грудничков провоцируется дискомфортом, мышечным напряжением, неправильным режимом дня (некорректное распределение времени на сон и активность), частыми болезнями, снижением уровня гемоглобина в крови.

У школьников и подростков причинами переутомления могут быть следующие распространенные жизненные ситуации:

  • Перегруженность в школе, на дополнительных занятиях;
  • Отсутствие мотивации к деятельности. Ребенок не понимает, зачем ему нужно играть на скрипке по 2 часа в день, если этого просто хочет мама;
  • Эмоциональная нестабильность дома. Строгость родителей, излишняя придирчивость к поведению и результатам учебы;
  • Несоблюдение режима дня;
  • Плохое питание. Дефицит витаминов, жиров, углеводов;
  • Минимальное количество прогулок;
  • Отсутствие физической нагрузки;
  • Гормональные сбои в подростковом возрасте.
Читайте также:  Как укрепить эмаль зубов у детей

Таким образом, на ухудшение физического, психологического состояния ребенка в любом возрасте влияют внешние и внутренние причины. Если выявить их точно, устранить, справиться с переутомлением получится более эффективно и быстро.

Неправильный рацион питания – одна из главных причин переутомления

Несбалансированный рацион питания — одна из главных причин, вызывающая усталость, упадок сил и отсутствие настроения. Поэтому тому, что ест ребенок, родители должны уделять особое внимание. И, желательно, с самого детства. Ведь чем раньше малыш привыкнет есть здоровую и полезную пищу, тем больше питательных веществ и витаминов будет получать его организм в период формирования новых клеток и активного роста. Родителям, безусловно, также необходимо изменить и свой рацион питания, поскольку собственный пример — лучший способ воспитания.

Невозможно заставить ребенка есть тыкву и индейку, если родители едят пельмени. Культура здорового и правильного питания должна быть заложена в основу семейного быта. Это необходимо и детям, и родителям практически в равной степени. Более того, правильное и здоровое питание может стать эффективной мерой профилактики возникновения и развития многих заболеваний, например, диабета и болезней ЖКТ.

Учеными установлено, что чаще всего слабость и усталость у детей вызывают нехватка цинка и анемия, возникающая при недостатке в организме железа, витаминов группы В и С, фолиевой кислоты и других важных питательных веществ. Это происходит, когда основу рациона питания составляют термически обработанные продукты, во время приготовления которых большая часть витаминов и полезных веществ, в частности — цинк, разрушается. Чтобы решить эту проблему, нужно увеличить количество употребляемых в пищу свежих овощей и фруктов.

Желательно, чтобы они составляли половину или хотя бы третью часть суточного детского меню. При анемии эритроциты крови не получают достаточного питания и не могут полноценно насыщать органы и ткани кислородом. В результате организм переходит в режим экономии ресурсов, возникает слабость, упадок сил и хроническая усталость. Избавиться от анемии можно, увеличив в рационе питания количество продуктов, богатых недостающими витаминами и микроэлементами. В дополнение к этому можно принимать аптечные витаминные комплексы, чаще бывать на свежем воздухе и регулярно выполнять кардионагрузки.

Как преодолеть хроническую усталость у ребенка?

Родители должны знать, как снять усталость детям. Если усталость переросла в хроническую стадию, то ребёнок будет плохо спать, его настроение будет переменчиво и капризно, у него будет болеть голова и ухудшится общее самочувствие.

И как же бороться с этой опасной усталостью?

  1. Сформируйте для ребёнка чёткий режим дня и не нарушайте его даже в праздники, иначе вы рискуете сбить налаженный распорядок.
  2. Откажитесь за час до сна от того, что будоражит детскую психику – компьютер, телевизор. Его занятия перед сном должны быть спокойными.
  3. Ребёнок должен гулять на улице не менее часа каждый день. Не запрещайте ему встречаться с друзьями – свежий воздух полезен, а дружеское общение поднимает настроение.
  4. Откажитесь от части факультативов – оставьте только те занятия, которые по-настоящему важны для школьника, например, обучение английскому языку и уроки в художественной школе. Запланируйте неделю так, чтобы у ребёнка оказались свободными 1-2 будних дня в неделю.
  5. Разнообразьте его жизнь, избавляя ребёнка от синдрома из «Дня сурка» — вместо просмотра телевизора сходите в парк или музей, на каток, выберитесь вместе в кинотеатр.
  6. Сократите взаимодействие ребёнка с гаджетами. Бесконечный поток информации развивает хроническую усталость. Постарайтесь снизить виртуальный игровой процесс ребёнка до 40 минут.

  • Организуйте правильное питание ребёнку. В его рационе должны быть сбалансированные полезные продукты: рыба, мясо, крупы и другие белки и сложные углеводы.
  • Узнайте – нет ли у вашего ребёнка проблем со сверстниками и педагогами, чтобы избежать в дальнейшем психоэмоциональной перегрузки.
  • Во время занятий делайте каждые 25 минут перерыв на пять семь минут. И не нужно, чтобы ребёнок продолжительное время занимался одним делом.
  • Помогут справиться с усталостью занятия ментальной арифметикой. Эта дисциплина позволяет без особых усилий принимать и обрабатывать большие объемы информации, которые обычного ребёнка приводят к переутомлению. Уроки ребёнок, занимающийся ментальной арифметикой, делает в три раз быстрее, а значит у него будет гораздо больше времени для отдыха. Эти качества, приобретённые при изучении ментальной арифметики, можно назвать панацеей против хронической усталости у современного ребёнка, но необходимо и соблюдать все вышеприведённые рекомендации – ведь победить одного из самых опасных врагов сегодняшнего школьника можно только совокупностью мер.
  • Зачастую родители в своем стремлении дать чаду все лучшее стараются активно развивать его сразу во многих сферах жизнедеятельности. Случается, что дитя после школы вынуждено посещать несколько кружков, курсов, секций, заниматься с репетитором. При этом не все подобные занятия могут быть интересны ребенку. Но даже если он и проявляет интерес, то чрезмерная как физическая, так и умственная загруженность способствует накоплению усталости, которая может привести к переутомлению. Как же характеризуется это патологическое состояние и почему так важно не допустить его развития?

    Читайте также:  Кесарево за и против мнение

    Переутомление и механизм его развития

    Взрослые называют переутомлением состояния, которые таковыми не являются, поскольку не задумываются об истинном значении термина. Часто под этим подразумевается сильная усталость, являющаяся субъективным признаком утомления. Взрослым и в голову не приходит, что малыша, который весь день разглядывает картинки или играет, может настигнуть утомление, так как они не видят отличий между утомлением и физической усталостью.

    Утомлением называют психофизиологическое состояние, связанное с совершением какой-либо деятельности и приводящее к временному снижению ее эффективности. Это состояние является естественным для организма. Более того, оно может быть даже полезно.

    Состояние утомления – это своего рода сигнал о том, что необходимо снизить интенсивность нагрузок или временно прекратить осуществление деятельности.

    Но существуют и объективные признаки, свидетельствующие о неблагополучии, как невозможность выполнить элементарные действия, учащенное дыхание, нарушения сердечного ритма, перепады кровяного давления, накопление молочной кислоты в мышцах. В анализах крови также наблюдаются изменения, в том числе количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина увеличивается, а тромбоцитов падает.

    Переутомление развивается на фоне физического, интеллектуального и психического истощения. В первом случае это выражается в нарушении мышечных функций, как снижение силы, точности, замедление скорости реакции, отсутствие согласованности в движениях.

    При психическом и умственном переутомлении наблюдаются трудности сосредоточения, ослабления концентрации внимания.

    Ускоряют развитие переутомления несбалансированное питание, психологическое напряжение и стрессы (неприязнь и насмешки со стороны сверстников, постоянное ожидание оскорблений, чувство неполноценности, страх перед тестом или экзаменом, боязнь наказания), отсутствие двигательной активности при высоком умственном напряжении, физическая работа, значительно превышающая возможности детского организма. Таким образом, переутомление может стать результатом как однократной перегрузки, так и хронической усталости.

    После прочтения изложенного могло создаться впечатление, что переутомлением страдают все от дошкольников до стариков, а младенцам оно не свойственно. Однако это не так. Дети грудного возраста также могут быть подвержены этому патологическому состоянию, если нарушен их режим дня, то есть когда кроха спит меньше, чем ему необходимо. Причин тому множество, от нездоровья до шумных соседей.

    К переутомлению также могут привести прием некоторых лекарственных препаратов и наличие хронических заболеваний. Так, это нарушение может развиться:

    • если ребенок болеет простудными заболеваниями более двух раз в месяц и при этом применяются противокашлевые или другие лекарства для устранения симптомов,
    • если малыша укачивает в транспорте, но ему нужно каждый день добираться в школу на автобусе и он вынуждено принимает препараты для устранения чувства дурноты,
    • в случае проявлений аллергии, когда без применения антигистаминных средств не обойтись,
    • подростки могут самостоятельно применять оральные контрацептивы или употреблять вещества, оказывающие воздействие на нервную систему, те же снотворные.

    Среди болезненных состояний, способных привести к переутомлению, находятся нарушения сна, сердечна недостаточность, длительно текущие инфекционные заболевания, гормональные изменения, онкологические болезни, патологические состояния дыхательной системы, как астма, эмфизема легких и прочие.

    Симптомы переутомления у детей

    Здоровые дети всегда энергичны, они готовы преодолеть все преграды на пути познания окружающего мира или для того чтобы воплотить свою идею. Совсем иначе они себя ведут в состоянии нездоровья. Переутомление как раз относится к таким состояниям и проявляется нарушениями со стороны многих органов и систем организма. В зависимости от степени выраженности этих проявлений принято различать переутомление первой, второй и третьей степени.

    О переутомлении первой степени свидетельствуют лишь субъективные признаки. Как ни парадоксально, но чувство усталости вызывает у детей трудности с засыпанием, а сам сон не приносит желаемого отдыха. Ребенок не может расслабиться и погрузиться в глубокую фазу сна, много ворочается и часто просыпается от кошмаров или других тягостных сновидений. Малыш, который уже давно отвык от дневного сна, может снова спать в обеденное время. В результате сонливости днем и бессонницы ночью нарушается режим дня.

    Причем одни дети могут потерять аппетит, а другие, напротив, начинают кушать все подряд, поэтому у одних переутомление со временем проявляется стремительной потерей, а у других излишним набором веса.

    Дети в состоянии переутомления плохо справляются с любыми психическими и физическими нагрузками, постоянно отвлекаются, не могут сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, им трудно усидеть на одном месте, поэтому они часто меняют позу или осуществляют несвойственные им движения (грызут ногти, теребят волосы, ковыряют в носу), теряют интерес к ранее любимым занятиям, которые требуют от них внимательности.

    Ребенок на второй стадии переутомления очень быстро устает, всплески работоспособности у него наблюдаются только непосредственно после пробуждения и отдыха, реакция на раздражители при этом замедленная, даже незначительное событие может вызвать всплеск эмоций у ребенка, смену настроения. Малыш может расплакаться или, напротив, ожесточиться. В ответ даже на незначительное мышечное напряжение может возникать тремор конечностей или спазм. Разбитость и вялость ребенок может чувствовать не только после физической деятельности. Мышечная усталость накапливается и при нервном переутомлении, будь то сложный экзамен или напряженная беседа.

    К субъективным проявлениям переутомления на второй стадии присоединяются объективные симптомы. При этом лицо малыша приобретает нездоровый вид, глаза могут быть красными, кожа бледной и отечной, с синяками под глазами, у него могут случаться приступы тошноты и рвоты, обморочные состояния, усиленное потоотделение, у девочек-подростков наблюдаются нарушения месячных циклов, потеря веса. Часто дети жалуются на головную боль, плохое самочувствие, которые являются результатом нарушения обмена веществ, спонтанных изменений сердечного ритма и кровяного давления.

    Читайте также:  Кукурузные рыльца в пакетиках

    При переутомлении третьей стадии субъективным проявлением является полная апатия, а объективным – крайне плохое самочувствие. При этом ребенок полностью утрачивает работоспособность и выполнение любых действий происходит при максимальном напряжении резервных сил организма. Незначительная нагрузка на этой стадии переутомления способна спровоцировать срыв, когда малыш прекращает выполнять даже элементарные манипуляции.

    Следует сказать, что проявление переутомления у ребятишек дошкольного возраста и у подростков имеют некоторые отличия. Так, у первых первыми признаками утомления являются капризы, малыши становятся непоседливыми, их сложно успокоить и призвать к порядку, вторые же скорее проявят излишнюю агрессию и грубость, что является свидетельством дискомфорта. Но у всех детей без исключения на фоне постоянного физического, умственного и психического напряжения ослабевает иммунная система, что делает их более восприимчивыми к разного рода инфекциям, они начинают чаще и дольше болеть.

    Кроме того, поскольку в состоянии переутомления дети становятся рассеянными и невнимательными, то увеличивается риск получения ими травм.

    Лечение переутомления у детей

    К лечению переутомления необходимо приступать при выявлении первых его признаков, не дожидаясь пока оно прогрессирует до второй или третьей степени. Степень развития синдрома переутомления должен установить врач на основании клинической картины. Кроме педиатра ребенка следует показать невропатологу, кардиологу, остеопату и некоторым другим узким специалистам. На основании данных их осмотров и должно назначаться лечение при переутомлении.

    В принципе, этого может быть достаточно, для того чтобы ребенок справился с переутомлением первой степени, особенно если обеспечить ему условия, необходимые для полноценного отдыха. Такого режима следует придерживаться в течении минимум 2-4 недель. К обычной деятельности ребенок должен возвращаться постепенно. На это ему может потребоваться месяц и более.

    При лечении переутомления второй степени ключевым моментом является полное отстранение от повседневной деятельности и исключение влияния стрессирующих факторов на пару недель. В это время применяются специальные восстановительные техники и мероприятия. Переутомление третьей степени лечится исключительно в условиях клиники с применением медикаментозных средств.

    Некоторые ситуации, при которых ребенок пребывает на начальной стадии переутомления, не требуют корректировки. Причиной упадка сил могут стать новые условия жизни. К примеру, он впервые пошел в детский сад или школу, что кардинально изменило ритм его жизни, увеличились нагрузки. Естественно, что в первое время малыш с непривычки может уставать, но как только завершится процесс адаптации, он снова станет тем непоседой, которого так привыкли видеть перед собой родители.

    Как избежать переутомления у детей?

    Многие родители полагают, что польза от множества дополнительных занятий и тренировок чрезвычайно велика и стоит всех усилий их чада. Однако среди причин психических расстройств у детей нехватка времени на собственные желания и потребности занимает одно из первых мест. К другим нарушениям, к которым приводят непомерные нагрузки, относятся нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта.

    Во-вторых, им нужно внимательно присмотреться к своему ребенку, ведь то, что вполне по силам одному для другого непомерная нагрузка. Индивидуальным является и подход к выполнению заданий. Кому-то проще начинать с самого тяжелого занятия, а кто-то предпочитает сначала выполнять более легкие. Даже близнецы отличаются друг от друга, что уж говорить о детишках, которые рождены от разных родителей, при различных обстоятельствах и растут в неодинаковых условиях. Поэтому в занятиях, как и в еде, нужно знать меру.

    Определить эту самую меру и узнать насколько притягательным для ребенка является то или иное дело на самом деле не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Если школьник по возвращению домой с восторгом в глазах делится впечатлениями, рассказывает о своих достижениях, то это значит, что он получает удовольствие от дополнительных занятий. Тоже касается и самых маленьких.

    Когда же он начинает зевать и с трудом сидит на месте, то это должно послужить взрослому человеку сигналом, что пора сменить род занятий. Так, в среднем продолжительность урока или другого рода занятий с дошкольником составляет не более получаса, хотя в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети могут концентрироваться на выполнении одной задачи не дольше 15 минут.

    Правда, если ребенок чрезвычайно чем-то увлечен, то заниматься он может и значительно дольше. Но увлечения могут быть разного рода, поэтому как много времени малыш проведет за тем или иным занятием зависит от благоразумия родителей. Например, от долгого сидения за компьютером (статического напряжения), даже если малыш играет в развивающие игры, утомление накапливается быстрее, чем от подвижных игр (динамическая работа). Поэтому даже если кроха кричит, что совсем не устал, так как не чувствует этого, разумно ограничить его времяпровождение перед экраном монитора. Развить интерес ребенка к тем занятиям, к которым он равнодушен, можно создав некую систему бонусов, причем не обязательно финансовую.

    Поэтому так важно чередовать физический и умственный труд. Это обеспечит некоторое восстановление сил и позволит выдержать нагрузки, но, конечно, не заменит полноценный отдых. При этом нужно отталкиваться от того, что продолжительность сна школьника должна составлять не менее 10-11 часов. Для того чтобы предупредить переутомление также важно создать благоприятную атмосферу в семье, обеспечить ребенка необходимыми витаминами и полезными микроэлементами, поддерживать в комнате, где малыш отдыхает, комфортные для этого условия (температура +20-22 градуса, влажность 60-70%).

    Ссылка на основную публикацию
    Систематическое положение токсоплазмы
    Класс Споровики (Sporoza) Кокцидий (Coccidia) токсоплазма (Toxoplasma gondii) вызывает заболевание токсоплазмоз. Локализуется в различных органах человека. распространенно повсеместно, является зооантропонозом....
    Синяк на мужском органе
    Гематомами называются кровоизлияния под кожными покровами тела. Есть множество причин, по которым они образуются. Синяки на половых органах мужского пола...
    Синяк после укола в вену что делать
    Чем опасно не окончательное удаление пузырьков воздуха из шприца? Какими последствиями чревато введение нескольких пузырьков воздуха в мышцу или под...
    Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять
    Государственная символика Утомление и переутомление у детей школьного возраста. К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом...
    Adblock detector