Шизоидное расстройство детского возраста

Шизоидное расстройство детского возраста

Ремшмидт X.
Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение

3. Синдром Asperger (аутистическое расстройство личности)

3.4. Отграничение от других расстройств

Существует несколько расстройств, похожих на синдром Asperger и одновременно отличающихся от него. Поэтому дифференциальная диагностика бывает достаточно сложной.

3.4.1. «High-functioning»-аутизм (аутизм с высоким уровнем функционирования)

Как уже упоминалось, расстройство у детей с «high-functioning»-аутизмом трудно отличить от синдрома Asperger. Термином «high-functioning «-аутизм (аутизм с высоким уровнем функционирования) обозначают расстройства, наблюдающиеся у детей с ранним детским аутизмом (синдромом Kanner), у которых интеллектуальное развитие выше среднего уровня сочетается с характерными симптомами раннего детского аутизма.

Согласно точке зрения Gillberg (1998), в некоторых случаях в определенный период времени диагностируется ранний детский аутизм, а в другой период — синдром Asperger. При этом четкая дифференциальная диагностика становится невозможной. Другие исследователи [Klin et al., 1995] показали, что оба синдрома можно отличить, сравнивая нейропсихологический профиль, при условии, что группы пациентов, сопоставимы по возрасту и IQ. По Klin и соавт. (1995), оба синдрома, определяемые согласно критериям МКБ-10, отличаются по 11 нейропсихологическим признакам. Эти признаки характеризуют невербальные расстройства навыков обучения. Шесть из них являются хорошими предикторами (прогностическими признаками) синдрома Asperger (дефицит тонкой моторики, зрительно-моторной интеграции, зрительного восприятия, невербальной концептуализации, грубой моторики и зрительной памяти). Пять признаков оказались хорошими предикторами для исключения синдрома Asperger при отграничении его от «high-functioning»-аутизма (нарушение артикуляции, способ вербального самовыражения, слуховое восприятие, словарный запас и вербальная память).

Эти данные противоречат исследованиям других авторов [Ozonoffet al., 1991; Szatmari et al., 1990], которые не смогли выявить четких различий между синдромом Asperger и «high-fimciionmg»-аутизмом.

3.4.2. Шизоидное расстройство личности

Согласно диагностическим критериям МКБ-10, специфическое расстройство личности (F 60) определяется как «тяжелое нарушение структуры характера и поведения, охватывающее несколько сфер личности. Часто оно сочетается с нарушениями межличностного и социального функционирования. Первые проявления расстройств личности чаще всего наблюдаются в детском или подростковом возрасте, а вся окончательная манифестация происходит у взрослых. Поэтому ставить диагноз расстройства личности, вероятно, нецелесообразно до возраста 16—17 лет» [МКБ-10]. Сказанное обусловливает общие ограничения в постановке диагноза в этой возрастной группе. Диагностика шизоидного расстройства личности (F 61.1) исключает синдром Asper ger (F 84.5). С другой стороны, синдром Aspergcr (F 84.1) включает шизоидное расстройство детского возраста. Последнее описали Wolff и соавт. (1995) в соответствии с концепцией Kretsclimer о шизотимии [Kretsclimer, 1925] как варианте расстройства личности. Дальнейшее исследование [Wolff, 1995] показало, что примерно у 75 % этих детей симптомы сохраняются и в последующее время, а примерно у 5 % шизоидных детей (с синдромом Asperger) и позднее развивается шизофрения. Полученные количественные результаты приблизительно в 12 раз превышали ожидаемые (Wolff, 1995). С другой стороны, у пациентов с шизофренией до проявления заболевания чаще, чем в среднем, наблюдалось шизотипическое или шизоидное расстройство личности [Foerster el al., 1991; McCreadie et al., 1994].

Упомянутые выше данные сопоставляли с результатами катамнестических исследований детей с аутизмом, у которых болезнь не переходила в шизофрению. Выявленные различия могут служить существенными отличительными признаками обоих расстройств. Примечательно, что и дальнейшем лишь в нескольких исследованиях предпринимались попытки уточнить признаки синдрома Asperger и шизоидного расстройства личности в детском возрасте [Tantam, 1988а, I988b; Nagy, Szaimari, 1986]; так что эта проблема до сих пор не решена. Пока неясно, представляют ли собой синдром Asperger и шизоидное расстройство детского возраста проявления единой патологии.

3.4.3. Навязчивые состояния

Симптоматика у некоторых пациентов с синдромом Asperger соответствует критериям обсессивного расстройства или ананкастного расстройства личности. В большинстве случаев при обсессивном расстройстве достаточно просто проводить дифференциальную диагностику, тогда как при ананкастном расстройстве личности это не всегда удается. Возможно, имеется конституциональная связь между обсессивным расстройством и синдромом Asperger, или шизоидным расстройством личности детского возраста, так как выявляется определенное сходство между ними, например, и индексе массы тела (Body-Mass-Index, BMI) при сравнении последнего со средними значениями в нормальной популяции аналогичного возраста [Hebcbrand et al., 1997]. BMI получают, разделив массу тела в килограммах на возведенный в квадрат показатель роста и метрах. С помощью этого индекса можно надежно оценить массу тела независимо от роста.

3.4.4. Синдром Gille-de-la-Tourette

Синдром Asperger в некоторых случаях сочетается с синдромом Tourette. Последний описан французским неврологом Gille-de-la-Tourette. Расстройство всегда начинается в детском возрасте, проявляется сочетанием моторных и вокальных тиков и носит хронический характер. Эпидемиологическое исследование синдрома Asperger, проведенное Ehlers и Gillberg (1993), показало, что у одного из 5 детей школьного возраста, страдающих синдромом Asperger, одновременно наблюдается и синдром Tourette, а еще у 3 детей — тики.

Эти результаты заставляют задуматься, не является ли синдром Tourette расстройством коморбидным (одновременно развивающимся) с синдромом Asperger и не имеют ли оба эти нарушения одну и ту же причину (этиологию). У детей с ранним детским аутизмом обнаруживаются как тики, так и синдром Tourette. Вместе с тем мало известно, какие тики характерны для синдрома Asperger или раннего детского аутизма.

3.4.5. Невербальное расстройство обучения

Концепция невербального расстройства обучения [Муklebust, 1975] охватывает различные нейропсихологические расстройства (например, расстройства психомоторной координации, связанные с тактильной сферой, нарушение способности решать невербальные задачи, нарушение зрительного восприятия пространства и т.д.), ограничивающие способность ребенка к обучению и развитие его личности. Принято считать, что эти расстройства, включающие также неправильное использование речи и выраженные нарушения социального восприятия, оценки и взаимодействии [Klin, Volkmar, 1997], в конце концов обусловливают социальную изоляцию, развитие аффективных расстройств и даже суицидальное поведение [Rourke et al., 1989]. Klin и Volkmar (1997) отметили, что эти особенности невербального расстройства обучения могут быть нейрокогнитивной моделью не только аутизма, но и синдрома Asperger. Однако до сих пор неясно, перекрывают ли синдром Asperger и невербальное расстройство обучения друг друга и в какой степени.

3.4.6. Шизофрения

Специфическая симптоматика шизофренических заболеваний, данные анамнеза и динамика позволяют дифференцировать их с синдромом Asperger. Что касается симптоматики, то при последнем не наблюдается продуктивных симптомов, таких как бред и галлюцинации. При синдроме Asperger в анамнезе (предыстории болезни) прослеживается раннее и очень дифференцированное речевое развитие, чего нет у пациентов, больных шизофренией. У таких пациентов вначале не отмечается и моторной неловкости. Позднее при шизофрении заболевание начинается либо относительно остро, либо наблюдается прогредиентная (с тенденцией к ухудшению) динамика с проявлениями аутизации, недостатка инициативы, неспецифическими продуктивными симптомами (бред и галлюцинации) или негативной симптоматикой (эмоциональное уплощение, бедность побуждений, апатия, скудость речи и нарушения мышления). Этого не наблюдается при синдроме Asperger, за исключением тех редких случаев, когда он переходит в шизофрению. Такого перехода не бывает при раннем детском аутизме (синдроме Kanner).

Читайте также:  Помогает ли черника форте для улучшения зрения

3.4.7. Другие расстройства

Gillberg (1998) отметил, что при дифференциальной диагностике синдрома Asperger должны учитываться и другие расстройства. Результаты нескольких эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что некоторые психические расстройства имеют относительно высокий процент коморбидности с синдромом Asperger. Например, эпидемиологическое исследование нервной анорексии показало, что в 6 случаях из 51 болезни в раннем возрасте предшествовал синдром Asperger [Gillberg et al., 1994]. В другом исследовании у троих из 14 детей с нарушениями внимания, моторики и восприятия были обнаружены нее признаки синдрома Asperger [Gillberg et al., 1995]. Сходные результаты были получены при исследовании детей с синдромом Asperger: у одного из пяти детей школьного возраста, страдающих этим синдромом, наблюдался и синдром Tourette [Ehlers, Gillberg, 1993].

Полученные результаты позволили Gillberg предположить, что упомянутые расстройства имеют в своей основе общее нарушение функций головного мозга или по меньшей мере их вариабельность, которая определяет ведущий синдром; причем расстройства в известной степени перекрывают друг друга, но в большинстве случаев могут быть отграничены друг от Друга. Gillberg относит некоторые из этих расстройств К «нарушениям эмпатии», включая синдром Asperger, аутизм, некоторые случаи синдрома Tourette, навязчивых состояний, расстройств личности и нервной анорексии. Концепция «расстройств эмпатии» охватывает группу клинических синдромов, при которых сильно нарушены социальные взаимосвязи в реальных условиях жизни [Gillberg, 1992]. Дальнейшие эмпирические исследования покажут, насколько эта концепция правомерна и достоверна.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения шизотипического расстройства у детей. Точная статистика в этой области не ведется, но специалисты отмечают, что все большое количество маленьких пациентов нуждаются в их помощи.

К психотерапевтам и психиатрам дети с шизотипическим расстройством личности попадают чаще всего в старшем возрасте, хотя выявить проблему можно намного раньше. Родители зачастую списывают странности в поведении на особенности характера и наследственности, стремясь сделать их «такими же, как все». Такой подход к воспитанию лишь усугубляет положение.

Дети с расстройством обычно не имеют проблем с интеллектуальным развитием, их отличает повышенная тревожность, неумение строить отношения с окружающими и перепады настроения. А это, как правило, мало беспокоит окружающих.

Даже если родители видят проблемы, они не спешат отправляться за помощью к психиатру. Они боятся, что в больнице ребенку поставят клеймо «псих», тем самым испортят ему жизнь. Однако игнорирование расстройства приводит к еще большим проблемам. Своевременное вмешательство профессионалов и терапия позволит ребенку значительно повысить качество свое жизни в будущем.

Первые признаки

Прежде всего стоит отметить, что шизотипическое расстройство и шизофрения являются различными состояниями. В первом случае наблюдается пограничная патология, которая действительно имеет схожие с шизофренией проявления. Специалисты часто называют шизотипическое расстройство одной из разновидностей вялотекущей шизофрении.

Выявить подобное расстройство при помощи лабораторных исследований невозможно. Их проводят для выявления физических причин «непонятного» поведения. Если таковые не выявлены, то ребенок может быть направлен для консультации к психотерапевту или психиатру.

Дети с шизотипическим расстройством могут демонстрировать самые разные формы поведения.

  1. Дети очень категоричны в своих высказываниях. Они часто дают обещания, в которых фигурируют слова «никогда» или «всегда», но выполнить обещанное не получается. Подобные нарушения обещаний приобретают хронический характер.
  2. Шизотипическое расстройство часто выражается в гипертрофированном восприятии и обидчивости. Могут возникать вспышки гнева по отношению к родителям и членам семьи.
  3. Избегание общения с другими людьми является своеобразной защитной реакцией. Таким образом дети с психическими проблемами снижают уровень ответственности за свои поступки, вероятность получения критики или отторжения окружающими.
  4. При шизотипическом расстройстве люди склонны к излишней «катастрофизации». Они предполагают самый худший сценарий развития событий, в результате этого они отказываются от каких-либо действий.
  5. Вокруг детей с шизотипическим расстройством царит хаос. Они создают беспорядок, разрушая все вокруг, и создают условия для риска.
  6. Цикличность рассуждений. Поток мыслей идет бесконечно, при этом речь содержит шаблоны, повторяющиеся друг за другом.
  7. Отрицание событий из прошлого, ставшими болезненными или травмирующими для ребенка.
  8. Невозможность позаботиться о себе и болезненная зависимость от взрослого человека. Это касается как эмоционального благополучия и физического состояния, так и необходимости самостоятельно принимать решения.
  9. Депрессия также может свидетельствовать о наличии психического расстройства.
  10. При шизотипическом расстройстве дети незаслуженно ожидают от окружающих людей создания более благоприятных условий. Восприятие собственных прав является нарушенным, в итоге у ребенка может развиться фаворитизм – привычка получать особое положение в любом окружении.
  11. Богатая фантазия приводит к тому, что ребенок начинает выдумывать события и верить в них. Так он создает себе другую, более счастливую жизнь и убегает от реальности.
  12. Резкие перепады настроения, особенно часто они возникают в момент семейных праздников или других событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания и воспоминания.
  13. При расстройстве ребенок начинает проявлять гипербдительность. Он демонстрирует заинтересованность в чужих комментариях и мыслях, а также поведении других лиц. Кроме того, может наблюдаться слишком бурная реакция на разочаровывающие события. Такая истерия является способом отвлечь себя и окружающих от реальных проблем.

К другим тревожным симптомам можно отнести заниженную и неадекватную самооценку, перфекционизм и патологическую ложь. У ребенка с шизотипическим расстройством проявления патологии бывают периодическими. В моменты ясности он может чувствовать «неправильность» своего поведения и даже пытаться загладить свою вину перед окружающими. Но чаще всего пациенты с шизотипическим расстройством отрицают наличие у них проблем.

Но данные признаки не являются диагностическими критериями — некоторые из них могут свидетельствовать о педагогической запущенности, излишней избалованности ребенка или наличии других проблем с психикой. В любом случае подобное поведение ребенка должно насторожить родителей, стать поводом для обращения к специалистам для оказания профессиональной помощи.

Читайте также:  Пролапс митрального клапана у новорожденного

Диагностика

Для постановки диагноза специалисты используют специальные тесты, а также диагностические критерии. Шизотипическое расстройство выявляется при наличии 4-х признаков из этого списка:

  • безразличие к окружающим людям и событиям, асоциальность;
  • повышенная раздражительность, особенно при знакомстве с новыми людьми;
  • беспричинные вспышки гнева;
  • чудаковатая манера поведения или пристрастие к «странной» одежде;
  • наличие собственных навязчивых идей, часто противоречащих общепринятым нормам, а также неадекватное мышление;
  • излишняя подозрительность, граничащая с паранойей;
  • у подростков могут наблюдаться расстройства сексуального характера;
  • бессвязная речь, визуальные и слуховые галлюцинации;
  • общение с придуманными персонажами или несуществующими людьми.

При знакомстве с пациентом психотерапевт проводит первичный осмотр, а также долго беседует с ним. Все это позволяет выявить нарушения в мышлении и восприятии, свойственные для шизотипического расстройства. Если эти проявления наблюдаются у пациента на протяжении длительного периода, то высока вероятность того, что ему будет поставлен диагноз – шизотипическое расстройство.

Принципы терапии

Шизотипическое расстройство является хроническим и вялотекущим заболеванием. Если его диагностируют у пациента, то ему может быть присвоена вторая группа инвалидности, однако этот вариант развития событий возможен только в самых тяжелых случаях. Такой ребенок не сможет служить в армии или правоохранительных органах в будущем, также могут возникнуть сложности с получением водительских прав. Но это не значит, что обращаться к специалистам не нужно. Наоборот, чем раньше расстройство будет выявлено, а также будут приняты адекватные меры к коррекции состояния ребенка, тем более высокой будет вероятность того, что он сможет вести нормальную жизнь.

Сложность терапии при шизотипическом расстройстве состоит в том, что больные не признают своей «ненормальности» и эксцентричности. Инициатором лечения обычно выступают родственники пациентов, а те категорически от него отказываются. Работа психотерапевта построена на постоянном общении с больным, которое направлено на коррекцию поведения, снижение агрессивности и обучения общению с родственниками и окружающими людьми.

Терапия при шизотипическом расстройстве ведется по нескольким направлениям:

  1. Прием медикаментозных препаратов. На сегодняшний день не существует таблетки от шизофрении или расстройств, схожих с ней. Лекарства применяют для нормализации состояния пациента, снижения тревожности, налаживания режима питания и сна. Кроме того, прием некоторых препаратов делает больных более восприимчивыми к психотерапии.
  2. Психотерапия. Сегодня существует много различных направлений психотерапии, каждый из которых может быть использован при коррекции шизотипического расстройства. Выбор конкретной методики во многом зависит от специализации психотерапевта и состояния пациента. Психотерапия может проводиться индивидуально или в группах, но при работе с маленькими пациентами групповое общение бывает затруднено. Кроме того, психотерапевт работает и с родителями, поскольку они зачастую сами не понимают, как необходимо строить отношения со своим «особенным» ребенком.
  3. Вспомогательные методы. При вялотекущей шизофрении весьма эффективными бывают методики, направленные на расслабление пациента. Чаще всего специалисты используют арт-терапию, полезным будет общение с животным, например, дельфинами, лечение музыкой и т.д.

Программа коррекции патологии будет различной в каждом конкретном случае, и положительная динамика также зависит от индивидуальных особенностей пациента и его состояния.

Современная психиатрия выделяет довольно большое количество состояний, которые называются словами, содержащими приставку «шизо-». Порой разграничить их очень сложно, даже специалистам не всегда это под силу. Но четкого понимания, как они возникают до сих пор не существует. Именно поэтому лечение патологии часто бывает симптоматическим. То есть, у пациента будут лечить апатию и депрессивные состояния, помогут нормализовать сон и избавиться от тревожности, но о полном выздоровлении речь не идет.

Тем не менее, применение современных методов психотерапии позволяет социализировать детей с шизотипическим расстройством. Чтобы избавить их от навязчивых мыслей можно предложить занятие, требующее концентрации и собранности, например, кулинария. Ребенок должен будет выполнить определенные инструкции, порезать продукты и т.д. Приятным бонусом является приготовленная собственными руками вкусная еда. Некоторым пациентам помогает игра на музыкальных инструментах, музицирование также помогает избавиться от тремора рук.

При поддержке родителей ребенок, у которого диагностировали шизотипическое расстройство или вялотекущую шизофрению сможет стать самодостаточном, получить специальность и даже создать семью. Однако это возможно лишь при своевременно начатой терапии.

Общие сведения

Шизоидное расстройство личности – относительно тотальное и стабильное заболевание психики, при котором наблюдается слабость привязанностей, различных социальных и других контактов, склонность к фантазированию и самокопанию, отшельническому образу жизни. При таком расстройстве особам сложно проявлять свои чувства, возникают признаки аутистической личности: они ограничены в эмоциональных проявлениях и способности получать удовольствие, например, ощущать счастье.

Такое психическое отклонение еще называется шизоидной психопатией. Это связано с её схожестью с шизоидным расщеплением психического состояния как в случае шизофрении. Больные постоянно избегают эмоционального насыщенного общения, предавая взаимоотношениям чересчур теоретизированного окраса. Замыкаясь и уходя в себя, люди практически постоянно проводят свою жизнь в одиночестве и фантазиях. Таким «интровертам» не нужны близкие друзья или сексуальные контакты, и даже элементарные социальные взаимодействия, они очень избирательны в общении. Но главное отличие от шизофреников в том, что не теряется способность распознавания реальности.

Патогенез

Шизоидная личность при общении с себе подобными ощущает дискомфорт и начинает отдаляться от общества, замыкаться внутри себя и внутри своих фантазий. Связи с окружающими становятся все более редкими и эмоционально не окрашенными. Поначалу может казаться, что у человека аутизм, так как изначально это термин был введен для описания такого состояния как «шизоидная психопатия». Но в данном случае отсутствует «аффективный резонанс» и переживания за других людей, при этом внутренняя парадоксальность и противоречивость состояния не дает возможности корректно проявлять и передавать внутренние ощущения. Люди не становятся слишком ранимыми, они просто не способны адекватно проявлять эмоции и находить способы общения.

Классификация

Теодор Миллон и другие ученые выявили несколько подтипов шизоидного расстройства:

  • феномен «секретного» шизоида, отличающегося от классического, возможностью играть активные социальные роли, демонстрирует большие чувства и отличные взаимоотношения, при этом не вовлекая в свою настоящую личность и этот процесс не испытывает настоящих переживаний;
  • присоединение характеристик депрессивного расстройства личности у «вялого шизоида» — имеет выраженную инертность, чрезвычайно низкий уровень активности, отличается флегматичность, апатичностью, медлительностью, истощенностью, ослабленностью, страдает от хронической усталости;
  • черты «дистанционного шизоида» схожи с тревожным и шизотипическим типам расстройства личности отличаются стремлением отгородиться от общества, замкнуться и жить в затворничестве, с навязчивым чувством одиночества, разобщенности и изолированности;
  • «деперсенализированные шизоиды»в то же время разобщены в отношении самого себя, считая себя чем-то бесплотным и отдаленным от общества, его тело и сознание разъединены, расщеплены и даже можно сказать диссоциированы;
  • «безэмоциональному шизоиду» присущи черты обессивно-компульсивного расстройства и проявляются в виде эмоциональной холодности, сухости, неотзывчивости, чрезмерной сдержанности, безразличности, невозмутимости, не возбудимости, безжизненности, угрюмости, все эмоциональные проявления сведены к нулю.
Читайте также:  Кровяная слизистая в носу

В целом, шизоидный «темперамент» может отличаться в зависимости от состояния психэстетической пропорции – отношения анеэстетических к гиперэстетическим элементам, а точнее – превалированием отсутствия эмоционального интереса к окружающему миру и безразличием над повышенной чувствительностью и уходом в мир грез.

Равнодушие и слабо выраженная боязливость, а также холодность и враждебность, бурное желание, чтобы человека оставили в покое – характеристики, которые могут сочетаться по-разному и в разных комбинациях. Это может проявляться, как в виде застенчивости и нежной тревоги, так и переходить в угрюмость, причудливую тупость, ироничность и мизантропию.

Причины

Формирование аномального шизоидного типа личности вызвано его пограничным уровнем развития организации с невротическими и психотическими чертами. Характерной опорой становится защитное тотальное фантазирование, как способ уйти от реальности. Психологическим способом защиты также становится интеллектуализация, сублимация и проекция.

В основе развития шизоидной психопатии лежат межличностные конфликты, проблемы сближения с людьми, а также прочие биологические и генетические факторы. Считается, что на формирование у ребенка шизоидного расстройства также влияет:

  • действие противоречивых «двойных сигналов» и жестоких методов воспитания, психотравмы и шизофренические психопатические реакции;
  • раздражение и отвращение от жизни, субъективная нетерпимость реальности и повышенная чувствительность к окружающему миру;
  • неспособность принимать или проявлять любовь, отношение окружающих;
  • дисгармония собственного «Я», неуверенность, отсутствие самоуважения и невозможность создать вокруг себя создать благоприятное комфортное пространство;
  • генетическое сродство с шизофренией, диагноз шизойдной психопатии часто ставят особам, у которых в семьях были шизофреники.

Симптомы шизоидного расстройства личности

Первыми шизоидное расстройство личности описали ученые-психиатры Э. Бейлер и Э. Кречмер еще вначале прошлого столетия. Они отмечали у таких особ преобладание жизни внутри личности, отстранение от окружающего мира и дезадаптивные симптомы. П.Б. Ганнушкин называл их «мечтателями», ведь пациенты были склонны к постоянному фантазированию. Главными признаками шизоидного расстройства личности считаются:

  • асоциальное поведение – избегание общения с другими людьми в связи с отсутствием внутренней мотивации и желания взаимодействовать с ними, а также совершение поступков, которые не соответствуют нормам здорового общества, в т.ч. предпочтение странной одежды, неопрятности, разговоров с самим с собой, нежелания ходить на свидания и строить семью, отсутствие реакций на похвалу или критику;
  • ангедония – сниженная или утраченная способность наслаждаться жизнью, которая обычно вызвана спадом активности и целеустремленности для достижения удовольствий, субъект не испытывает удовольствия от любых социальных действий и активности;
  • отсутствие эмоционального окраса может проявляться в виде холодности к близким (уплощенной аффективности), монотонной безэмоциональной речи, не изменяющегося выражения лица, невозможности установить зрительный контакт, вызвать улыбку, смех,гнев или грусть;
  • преобладание «жизни» в грезах, человек увлечен фантазированием и интроспекцией;
  • наличие оригинального, порой даже странного хобби, к которому шизоид относится с особым трепетом, наблюдается некая эмоциональная дисгармония, когда чувствительность и ранимость на счет собственных интересов преобладает над безразличием к проблемам других.

Кроме того у больных могут наблюдаться признаки нарциссизма, интроверсии, регрессии, деперсонализации. Человек утрачивает аффект (способность проявлять эмоции и чувства), он считает себя самодостаточным и обладает неким чувством превосходства.

Анализы и диагностика

Помимо склонности к одиночеству для постановки диагноза психиатру необходимо изучить и выявить прочие поведенческие аспекты, например, психологическую негибкость и социальную дезадаптивность, ухудшение протекания психофизиологических функций. Существует целый рад критериев, которые помогают идентифицировать расстройство личности:

  • у больного нарушено гармоническое состояние личностных позиций, поведения, с вовлечением нескольких сфер деятельности;
  • аффективность возбудимость мышления, контроля побуждений и процессов восприятия, соответствия социальным нормам с учетом особенностей различных культур;
  • аномальный стиль жизни возникает в детском или подростковом периоде, охватывает все адаптивные, личностные и социальные явления, сохраняется в зрелости и отличается стабильностью с нарастанием проявлений личностного дистресса без эпизодичности как при других психических заболеваниях;
  • социальная и продуктивная продуктивность в большинстве случаев нарушена;
  • отсутствуют близкие друзья или доверительные связи, а также стремление к их возникновению.

Причиной госпитализации может становиться ипохондрическое, депрессивное и паническое состояние, наврастения, невроз и наличие стойких параноидальных идей. Помимо изучения анамнеза и симптомов проводят дифференциальный диагноз с шизофренией, биполярным, параноидным и депрессивным расстройством, а также проводят тесты на шизоидное расстройство личности.

Тест на шизоидное расстройство личности

Тест обычно состоит из 74 вопросов и пытается выявить:

  • влияние СМИ, многолюдных мест, других особ, чрезвычайных сил на внутренне состояние и поведение человека;
  • способность выражать истинные чувства, создавать различные близкие и другие общественные контакты;
  • как человек реагирует на сверхъестественное, ясновидение, телепатию, мысли в голове, желание быть в одиночестве;
  • как другие, по его мнению, субъективно оценивают его эксцентричность, личную жизнь, скрытность, безэмоциональность, недоверие, обсуждают поведение;
  • склонность к преувеличению интереса к его личности, скрытность, фантазии;
  • желания и стремления человека при взаимодействии с другими, чаще выражающееся в холодности и отстраненности.

Лечение

Особам, имеющим шизоидное расстройство личности в первую очередь нужна помощь психоаналитически ориентированного терапевта и подкрепление медикаментозной терапией. Лечение обычно проводят амбулаторное.

Психоаналитическая терапия рекомендуется длительная, так как имеет множество трудностей. Например, с шизоидом трудно установить контакт, доверительные отношения и вовлечь его в процесс психотерапии. В то же время клиент может переходить на абстрактно-теоретические темы, размышления, оторванные от реальности, чем увлечет терапевта и сменит манеру и тактику общения. У многих больных нет мотивации для лечения, им трудно «выражаться нормально и понятно» для психоаналитика, что в итоге не дает никаких результатов.

Ссылка на основную публикацию
Шелушатся крылья носа что делать
У меня уже несколько лет подряд постоянно шелушится кожа вокруг носа. мазал средствами от перхоти (не смейтесь). которые в виде...
Чувство тошноты по вечерам
Как справиться с тошнотой Не пожалейте времени на то, чтобы понять от чего вам хуже и от чего лучше. Многие...
Чувство тревоги и беспокойства ночью
Непрерывные стрессы и переживания могут сделать жизнь невыносимой и стать причиной серьезных психических расстройств. Что делать, если чувство тревоги возникает...
Шелушатся пятки на ногах что делать
Трещины и шершавые пятки являются не только эстетической проблемой. Это еще и достаточно серьезный дискомфорт: человек испытывает боли при ходьбе,...
Adblock detector