Сенситивный период развития это в психологии

Сенситивный период развития это в психологии

Сенситивные периоды развития ребенка

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию – введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности.

Важным открытием гениального ученого в детской психологии стало и возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. Sensitivus – чувствительный) – оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью.

Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.

Возрастная сенситивность – свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики.

Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Рассмотрим подробнее возрастные сенситивные периоды дошкольного детства

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них. Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению родного языка. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка.

Рекомендации по развитию способностей ребёнка в этом возрасте заключаются в том, что вокруг ребёнка необходимо создать правильную предметно-пространственную среду, главные требования к которой – разнообразность, многофункциональность, доступность, соответствие возрасту. Какие игрушки и оборудование можно выбрать для малышей? Учитывая всё многообразие, которое представлено на полках магазинов, необходимо подходить к выбору игрушек с пониманием того, что действительно будет полезно Вашему ребёнку.

Так например, матрёшки, пирамидки, геометрические формы, крупные пазлы, рамки-вкладыши, игрушки со шнуровкой, конструкторы с крупными деталями, карандаши, мелки, мольберт, счёты, пластилинбудут способствовать развитию мелкой моторики, восприятию формы предметов, величины, тактильных представлений.

Для развития речи можно приобрести говорящие книжки, книжки с картинками для чтения, наглядные пособия различных предметов обихода для игр детей, кубики с картинками, с изображением простых и понятных рисунков (животные, растения, транспорт).

В этот период наиболее важным является общение с ребёнком. Ребёнок только начинает усваивать родную речь, ещё недавно он радостно лепетал, как уже произносит слова и связывает их в простые предложения, словосочетания. Общаясь с ребёнком, вы даёте ему пример, как согласовывать между собой слова, как применять языковые конструкции (род, число, падеж), в связи с чем необходимо серьезно отнестись к своей речи, выбору литературного содержания. Не стоит «сюсюкаться» с ребёнком, говорить утрировано, говорите в среднем темпе речи, не искажая свой голос. Рассказывайте, как вы провели день, что вы делали и задавайте вопросы ребёнку, побуждайте его к речевой активности.

Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке руки к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств.

Дети с 3 до 4 лет также отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Поэтому к 4 годам многие малыши уже знают почти все печатные буквы алфавита и пишут их. Также обстоят дела и с цифрами. Дети, особенно в процессе игры, могут считать до 10, делить предметы на равные части, понимать время на электронных часах. В этот период можно предложить ребенку занятия со счетными палочками или счетами, лото, дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления.

Читайте также:  После бутылки пива болит голова

Помимо этого, дети данного возраста уже могут проявлять и социальные навыки, общаясь со сверстниками и пытаясь оказывать помощь взрослым. Поэтому вы можете предложить ребенку заправить постель, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль и пр. Конечно, ребенок сделает все не так хорошо, как вы, но с удовольствием

В этом возрасте дети очень любознательны, множественные вопросы почему, а как, а зачем. Такой познавательный интерес очень важно поддержать, ведь познавая окружающий мир, экспериментируя с веществами, предметами, у ребёнка развиваются все психические процессы, которые в дальнейшем необходимы в учебной деятельности – это память, внимание, мышление, воображение.

Также этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие.

Так, же важное значение имеет игра, которая для дошкольников выступают настолько же важной, как для школьников учеба, а для взрослого работа. Через игру ребёнок развивает все свои способности и проявляет свою личность и индивидуальность!

Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения; 8-9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Ниже предложены некоторые из таких игр.

Конструкторхорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различныелогические таблицы.

Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подуматьи выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний.

«Разложи по порядку».Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность,проследить логическую закономерность и обосновать.

В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.

Педагог-психолог Иваненко Татьяна Владимировна

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 199 .
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  3. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ.вузов /Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996, 192 с.

Сензитивные периоды развития, согласно Б. Г. Ананьеву, – это периоды повышенной восприимчивости ребенка к внешним воздействиям, особенно к воздействиям процесса обучения и воспитания, т. е. социального формирования интеллекта и личности. Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет – чтением; в пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций.

В отечественной психологии одним из первых определил данное явление Л.С. Выготский. Он писал о сензитивных периодах: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития». Поскольку Л. С. Выготский отождествлял сензитивность и оптимальный срок обучения, он всячески подчеркивал наличие границ сензитивности.

Н.С. Лейтес в многосторонних исследованиях обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сензитивные периоды психического развития. Он убедительно показал, в частности, что сензитивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются вундеркинды; одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Автор показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сензитивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности.

Д.Б. Эльконин обозначил младший подростковый возраст как сензитивный период для перехода учебной деятельности на более высокий уровень развития.

И.П. Волков младший школьный возраст описывает как сензитивный период для развития творческих способностей.

Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития

Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.

Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции. Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Сенситивные периоды развития 410 руб.
  • Реферат Сенситивные периоды развития 260 руб.
  • Контрольная работа Сенситивные периоды развития 210 руб.

В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.

В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.

Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
  • возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
  • Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
  • Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
  • Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития. Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.

Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.

Формирование такого единого, системного представления об окружающей общественной и природной среде является важной и приоритетной внутренней задачей, на выполнение которой ориентируется ребенок в своей деятельности. С самого первого дня появления на свет, происходит впитывание ребенком информации и копирование поведения окружающих. Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.

В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.

Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.

Сенситивный период развития речи

Этот сенситивный период занимает промежуток от рождения ребенка до достижения им шестилетнего возраста. Уже в возрасте 4 месяцев ребенок осознает речь как нечто специфическое, начинает копировать звуки, произносимые взрослыми и выстраивать их последовательность в речевом ряду.

Выготский выделяет пять временных периодов речевого развития ребенка:

  1. Формирование и постепенное наполнение словарного запаса. Речь ребенка начинает активно развиваться с 1,5 лет. Наполнение словарного запасами новыми словами и фразами происходит до трехлетнего возраста. В это же время активно развиваются моторные функции.
  2. Первое знакомство с буквами. В три года речь ребенок постепенно начинает приобретать осознанный характер. В это время можно начинать изучать азбуку. Данный период длится с трех до четырех лет.
  3. Проявление заинтересованности в счете, пении, прослушивании музыки. В возрасте четырех-пяти лет, ребенок начинает активно заниматься математическими задачами, способен к восприятию письменной речи. Изучать форму предметов, цвета, размеры хорошо именно в этом периоде.
  4. Формирование первых социальных навыков. В возрасте пяти-шести лет, ребенок проявляет осознанный интерес к коммуникации. Он заинтересован в общении, начинает проявлять интерес к чтению и письму.
  5. Вторичная активации языковых навыков. Это приходится на возраст восьми-девяти лет. У детей начинает активно формироваться воображение, происходит постепенное усвоение культурных ценностей.

В годовалом возрасте происходит произнесение первого слова ребенка. Затем происходит узнавание новых слов и их произношение. Это длится до 2, 5 лет. Уже в 1,5 года ребенок может продемонстрировать свои чувства и эмоции с помощью речи. Он выражает свои желания и интересы, усваивает грамматические конструкции языка. Осмысленное произношение происходит где-то в четыре года. А в пять лет проявляется интерес к чтению и нужно обучать ребенка этому навыку.

Рисунок 2. Сенситивный (сензитивный) период развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сенситивный период двигательного развития

Охватывает период от появления малыша на свет до достижения им четырех лет. Он очень важен, поскольку, двигательная активность направлена на развитие легких. За счет движений они вентилируются, насыщают кровь кислородом и передают его в головной мозг, обеспечивая его нормальное функционирование.

Внимание ребенка в этот период акцентируется на выполнении конкретных действий и движений. Они развиваются от простых двигательных навыков, к сложным, требующим развитой координации, выразительности, сбалансированности, свободного выполнения.

Двигательное развитие стоит на одной ступени с развитием восприятия мелких предметов. Оно происходит в течение четырех лет: от полуторогодовалого возраста до пяти с половиной лет. В это время, ребенок любит играть с горошинами, пуговицами, другими мелкими предметами, изучает целостную структуру предмета и его составные элементы.

Сенситивный период развития социальных навыков

Начиная с двухлетнего возраста, ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Вообще, овладение другими формами поведения происходит само собой, в процессе бессознательного наследования и последующего воспроизведения моделей поведения взрослых, сверстников, тому, что он видел и пережил на улице, в кругу семьи.

Сенситивный период для восприятия порядка затрагивает возраст от нуля до трех лет. Ребенок обучается порядку, по сути, автоматически. Ему принадлежат игрушки, для которых родителями отведено свое место, у него есть кровать, где он спит, стульчик для кормления, своя посуда. Он видит поведение родителей и запоминает его. Он знает, в какой одежде и обуви ходит мама, а в какой отец. И ему очень не нравится, если кто-то из членов семьи нарушает порядок, нося не свою одежду или обувь.

Кроме того, ребенок с рождения привыкает к определенному временному порядку и порядку в отношениях.

Родители вырабатывают определенный режим дня для своего чада. При этом, малыш быстро привыкает к последовательности действий и может устраивать истерики при их несоблюдении. К примеру, ребенок знает, что его купают, читают ему сказку, дают воды и укладывают спать. Он требует от родителей именно этой последовательности действий.

Дети любят последовательность во всем. Все требования родителей должны быть четкими и конкретными и они должны придерживаться последовательности в своих действиях. Если они разрешили сегодня сделать что-то, то ребенку непонятен запрет этого действия завтра.

Так, формируется порядок в дальнейшей жизнедеятельности ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Сенна для детей
Сенна мекканская или кассия остролистная – многолетний полукустарник, родиной которого являются пустынные районы Азии, Африки, Пакистана. Еще в 9 веке...
Селективные и неселективные препараты
Препараты подгрупп исключены. Включить Описание Препараты, обладающие способностью экранировать постсинаптические альфа-адренорецепторы от контакта с медиатором (норадреналин) или адреномиметиками, циркулирующими в...
Селективный альфа адреноблокатор для лечения артериальной гипертензии
Препараты подгрупп исключены. Включить Описание Препараты, обладающие способностью экранировать постсинаптические альфа-адренорецепторы от контакта с медиатором (норадреналин) или адреномиметиками, циркулирующими в...
Сенситивные периоды развития силы
Эта статья подходит к проблеме с научной точки зрения и уделяет внимание таким темам, как физические качества ребенка и их...
Adblock detector