Сдвг в неврологии у детей

Сдвг в неврологии у детей

Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе.

Установить точную причину развития такой особенности у ребенка сложно. Однако современные методики диагностики, профилактики и лечения, позволяют выявить синдром в раннем возрасте, и уже к 7 годам скорректировать его, выровняв состояние пациента до общепринятой нормы.

Из-за особенностей психоэмоционального развития, такие ребята без необходимой комплексной терапии в подростковый период, особенно склонны к возникновению проблем поведенческого характера.

Причины возникновения

Синдром дефицита внимания может проявляться у ребят в любом возрасте: в 3-4 года, в 5-8 при первом столкновении с системным обучением, в 9 на пороге полового созревания. Это зависит от факторов, способствовавших формированию детского диагноза СДВГ, психологических особенностей у ребенка, выявления признаков синдрома врачами.

Причины возникновения дефицита внимания у детей условно делятся на несколько групп.

Факторы, влияющие на формирование плода на этапе вынашивания:

  • обвитие пуповиной;
  • сложные, слишком продолжительные или стремительные роды, повлекшие за собой повреждение головы или позвоночника;
  • сложная экологическая обстановка, повышенное содержание токсичных веществ в воздухе и воде;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью при беременности;
  • угроза выкидыша;
  • прием лекарств во время вынашивания плода;
  • злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами;
  • асфиксия.

Факторы, влияющие на развитие ребенка после рождения:

  • порок сердца;
  • бронхиальная астма;
  • сердечная недостаточность;
  • лекарственные препараты, оказывающие нейротоксичное действие;
  • болезни, протекающие с температурой выше 39 градусов.

Генетически обусловленные случаи происходят из-за сбоя в гене, отвечающем за выработку дофамина, функцию дофаминовых рецепторов.

В таком случае синдром развивается в случае дополнительного воздействия провоцирующих факторов. То есть, по наследству передается только предрасположенность к СДВГ.

Симптоматика

Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) у детей в 3-4 года, 6-7 лет и в 9 лет, значительно различаются. Из-за отличий в особенностях физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать, помочь ребенку развиться до нормы.

В раннем детстве

Установить наличие отклонений возможно в первые годы жизни, так как врожденный СДВГ будет проявляться с первых месяцев.

Признаки синдрома дефицита внимания у маленьких детей:

  • при переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или засыпания, впадает в истерику;
  • высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников;
  • слишком раннее развитие – новорожденный раньше сверстников начинает держать головку, ползать, ходить;

  • нарушения сна – ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы;
  • резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику;
  • внимание не задерживается надолго на новой игрушке.

При выявлении подозрительных особенностей поведения у совсем маленьких детей, требуется полноценная диагностика, позволяющая выявить первоначальную причину, сопутствующие факторы и рано начать коррекционную работу, которая уже к 1 классу школы позволяет довести поведение до нормы.

Подобные симптомы могут быть показателем и более серьезных отклонений в развитии, поэтому игнорировать их нельзя.

У дошкольников и младших школьников

Более явно, специфично, СДВГ начинает раскрываться после 3 лет. В период систематической познавательной деятельности, для которой необходимо постоянно задействовать внимание, память, речь, обостряются большинство признаков:

  • громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость;
  • частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится;
  • бурное проявление эмоций;
  • избегание рутинных, монотонных дел;
  • частая смена настроения;
  • импульсивность;
  • слабо развитый инстинкт самосохранения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • проблемы с обучением при высоком показателе интеллекта;
  • сложности в общении со сверстниками;
  • слабо развитая координация;
  • скудность эмоционального компонента.

Даже слабые проявления 2-3 пунктов являются поводом для обращения к детскому неврологу.

Типы СДВГ

В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.

Выделяют такие типы патологии:

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.

  • Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.

Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.

Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.

Диагностика и лечение СДВГ у детей

Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.

Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.

При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:

  • Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.
  • Нейропсихологическое тестирование. Электроэнцефалографический мониторинг (ЭЭГ) покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами. Если обнаружится, что бета-ритм ниже предполагаемой нормы, то биоэлектрическая активность мозга ослаблена, что и является причиной изменений в поведении.
Читайте также:  Пиковит форте 7 состав

  • Консультация педиатра позволит выявить факторы здоровья, влияющие на наличие диагноза. Проводится обязательный клинический и развернутый анализ крови, устанавливается уровень гормонов, чтобы выявить и устранить другие болезни, провоцирующие неврологические расстройства.

После установления аспектов состояния пациента, лечащий врач назначает комплексное лечение:

  • БОС (метод биологической обратной связи) – физиотерапевтическая методика, стабилизирующая биоэлектрическую активность мозга, метод успешно практикуется в почти пол века;
  • ЛФК (лечебная физкультура), комплекс упражнений разрабатывает лечащий врач, а занятия проводит тренер;
  • рефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • массаж воротниковой зоны курсами несколько раз в год одновременно с другими физиопроцедурами;

  • психотерапевтические методики в форме игр и творческих занятий направленные на стабилизацию поведения, выработку необходимых навыков;
  • коррекция поведения педагогическими методами, возможно – с привлечением родителей.

В сложных случаях применяется медикаментозное лечение ноотропными препаратами и психостимуляторами.

Однако медицина старается обходиться без таких средств. Тем более, что инструментов у неврологов и без лекарств хватает, дети вырастают сформированными и полноценными личностями.

Список использованной литературы

  1. Social gradients in the receipt of medication for attention-deficithyperactivity disorder in children and young people in Sheffield. Nunn SPT, Kritsotakis EI, Harpin V, Parker J. BJPsych Open. 2020 Feb 7;6(2):e14. doi: 10.1192/bjo.2019.87.
  2. Яковлева М.Б. Когнитивное развитие младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СТб., 2009. 18 с.
  3. Transcranial Magnetic and Direct Current Stimulation in Children. Hameed MQ, Dhamne SC, Gersner R, Kaye HL, Oberman LM, Pascual-Leone A, Rotenberg A. Curr Neurol Neurosci Rep. 2017 Feb;17(2):11. doi: 10.1007/s11910-017-0719-0.
  4. Пылаева О.А. Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Рус. журн. дет. неврологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 37-45.
  5. Никишина В.Б., Глушкова В.П. Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного типа психического развития в младшем школьном возрасте // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т. 14. № 6. С. 189—192.
  6. Нейропсихологические и цереброваскулярные нарушения у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.Ю. Кочерова, В.В. Линьков, О.М. Филькина и др. // Вестн. новых мед. технол. 2004. Т. 11. № 1-2. С. 65-66.
  7. The Effect of Prenatal Cadmium Exposure on Attention-deficit/HyperactivityDisorder in 6-Year-old Children in Korea. Kim W, Jang Y, Lim YH, Kim BN, Shin CH, Lee YA, Kim JI, Hong YC. J Prev Med Public Health. 2020 Jan;53(1):29-36. doi: 10.3961/jpmph.19.175.

  • здоровье
  • инста
  • мнение эксперта

Когда рождается ребёнок, у новоиспечённых родителей появляется много вопросов к врачам: когда он должен заговорить, почему ходит на цыпочках, из-за чего плохо спит, а что делать с гиперактивностью. «Мел» задал детскому неврологу Анне Островерховой самые популярные вопросы родителей.

1. Какие самые частые жалобы, с которыми родители обращаются к детскому неврологу?

Обычно детский невролог работает с двумя категориями детей. Первые — здоровые дети, которых родители привели на профилактический осмотр (в нашей стране они проводятся в месяц, год, три года, семь и десять лет жизни ребёнка). На таких осмотрах, если не найдено неврологической патологии, основное время уделяют вопросам профилактики и нормам развития.

Вторая категория родителей — это мамы с жалобами. Родителей может беспокоить задержка в развитии, изменение тонуса мышц и их слабость, головные боли, эпилептические приступы, нарушение поведения и многое другое.

Главными диагностическими инструментами невролога всегда остаются руки, молоток и умение правильно общаться с родителями и детьми. Невролог тщательно выясняет анамнез заболевания, жалобы, проводит общий осмотр, описывает неврологический статус. Часто этих мер достаточно, чтобы поставить правильный диагноз, и дополнительные методы обследования не нужны.

Иногда для уточнения диагноза врач может назначить дополнительные методы исследования. На помощь неврологу приходят такие методы, как МРТ, КТ, видео-ЭЭГ-мониторинг, ЭНМГ, анализ крови и ликвора, НСГ. Некоторые методы безвозвратно устарели и не могут конкурировать с современной диагностикой, например ЭХО- ЭГ, РЭГ.

2. Ребёнок поздно начинает говорить — какие могут быть неврологические причины?

На самом деле, здесь важно разобраться в такой ситуации: это задержка только речевого развития или задержка психологического развития в целом.

Причин, по которым ребёнок не говорит, много. У него может быть нарушен слух, из- за чего ему трудно воспринимать человеческую речь, а значит, и начать говорить. Могут быть повреждены отделы головного мозга, которые отвечают за раскодировку и понимание речи, или отделы, которые отвечают за формирование внутренней речи. Могут быть повреждены нейроны, которые непосредственно иннервируют речевой аппарат (язык, щёки, голосовые связки), в таком случае к задержке речи добавляется её нечеткость (дизартрия).

Для того чтобы речь развивалась, с ребёнком надо общаться и у него самого должна быть потребность в общении

Если ребёнок попадает в «бедную» языковую среду (например, асоциальные семьи) и не слышит достаточное количество обращённой к нему человеческой речи, это также может вызвать задержку речевого развития, хотя изначально ребёнок был неврологически здоров.

Бывает так, что у самого ребёнка нет потребности в общении (например, при расстройстве аутистического спектра); в таком случае речь также появится значительно позже.

3. А что такое гиперактивность и возбудимость с точки зрения детской неврологии? Правда ли, что детей с подобными проблемами становится больше?

Есть такой диагноз — «синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)», это расстройство, которое проявляется через гиперактивность (чрезмерная суетливость, разговорчивость, неспособность усидеть на месте, соблюдать правила, ждать своей очереди), импульсивность (истерики, эмоциональные взрывы), невнимательность (сложность в самоорганизации, лёгкая отвлекаемость, забывчивость). У ребёнка может преобладать какой-то один или несколько из этих симптомов.

Читайте также:  Электрофорез с карипаином в домашних условиях

Симптомы СДВГ усложняют обучение в школе и мешают общению с другими детьми. Но важно понимать, что СДВГ — это диагноз, который должен ставить врач: не учитель, не воспитатель, не родители и даже не психолог. Его часто получают здоровые непоседливые и любопытные дети, дети с хроническими нарушениями сна или дети с нарушенными границами из-за стиля воспитания родителей.

Для постановки этого диагноза существуют чёткие критерии (например, шкала диагностики СДВГ).

4. «У вас ребёнок ходит на цыпочках, идите к неврологу!» — стандартная фраза в любой российской поликлинике. Нужна ли тут медицинская помощь?

Действительно, есть заболевания, при которых дети ходят на носочках. Не зря мамы этого так боятся. Другое дело, что не всегда ходьба на носочках — патология. И здесь тоже нужно разобраться в причинах.

  • У ребёнка может быть органическое поражение головного мозга (ДЦП) и, как следствие, слабость в мышцах нижних конечностей и повышение их тонуса.
  • При некоторых нервно-мышечных заболеваниях теряется эластичность мышечной ткани, что приводит к ограничению движения в голеностопном суставе.
  • Проблемы могут быть связаны с укорочением ахиллового сухожилия, тогда это ортопедическая проблема, а не неврологическая.
  • Ходьба на носках может встречаться у детей с особенностями поведения (например, расстройством аутистического спектра).
  • При одностороннем подъёме на носки нужно обратить внимание на возможные травмы, о которых ребенок не в состоянии рассказать, потому что маленький (натёр пятку, попала заноза и т. д.).
  • Абсолютно здоровые дети могут вставать на носочки при сильном возбуждении. В таком случае родители отмечают чёткую связь ходьбы на носочках с сильными эмоциями.
  • Если все вышеперечисленные причины исключены, то мы можем заподозрить такое состояние, как идиопатическая ходьба на цыпочках (ИХН). Это доброкачественное состояние, не требует лечения. Оно не мешает детям и часто наследуется от родителей.

5. Почему невролог обязательно сопровождает недоношенных детей?

Недоношенные дети находятся в группе риска по возникновению заболеваний нервной системы. В силу того что нервная система незрелая, отклонения можно увидеть не сразу, поэтому для того, чтобы вовремя заметить патологию и назначить грамотную реабилитацию, ребёнок должен наблюдаться у педиатра и узких специалистов (невролог, офтальмолог).

6. А какие основные причины нарушения сна у детей?

Причин нарушений сна немало, хорошо, что 95% инсомний носят поведенческий характер, а значит, довольно просто корректируются.

Первое, на что мы обращаем внимание, — это условия сна. При отсутствии комфортных условий детям бывает очень тяжело заснуть (например, уйти в дневной сон при свете и работающем телевизоре). Поэтому важно на все сны ребёнка, и дневной, и ночной, соблюдать простые условия: сон должен быть в тишине (возможно использование белого шума), темноте (днём обязательно пользоваться плотными шторами), прохладе.

Второе — режим дня. Маленьким детям достаточно буквально на 15–20 минут задержаться с отходом ко сну, чтобы перевозбудиться и не заснуть на дневной сон вовсе. Поэтому мы обязательно рассказываем родителям о правильном построении режима дня. Одно только это позволяет избежать огромного количества проблем со сном.

Третье — ритуалы отхода ко сну. Ребёнку проще ориентироваться во времени и настраиваться на сон, если он понимает, в какой последовательности обычно происходят события. Ритуалом на сон может быть колыбельная, сказка, лёгкий массаж. Соответственно, при отсутствии ритуалов (или неподходящих, стимулирующих) отход детей ко сну может быть затруднён.

Четвёртое — навык самостоятельного засыпания. Не всегда, но часто отсутствие навыка самостоятельного засыпания может приводить к появлению хронической инсомнии (бессонницы) — заболеванию, которое характеризуется трудностями в засыпании, частыми ночными пробуждениями, ранними пробуждениями. В таком случае обязательно есть проблемы в течение дня, связанные с нарушением дневного сна: нарушение внимания, настроения, раздражительность, агрессия, импульсивность, гиперактивность, сонливость.

7. Вегетососудистая дистония — правда или миф? Что это за диагноз?

Если у вас болит или кружится голова, мелькают мушки перед глазами, снизилась работоспособность, отмечаются перепады настроения, то велика вероятность, что с приёма невролога вы уйдёте с диагнозом ВСД и назначением сосудистых и ноотропных препаратов. С диагнозом вам придётся смириться на всю жизнь и раз в полгода проходить «лечение», эффект от которого, даже если он действительно будет, закончится очень быстро.

На самом же деле под маской ВСД прячутся вполне реальные заболевания, которые достаточно легко лечатся и от которых реально избавиться на всю жизнь. После качественного осмотра невролога вместо диагноза ВСД могут быть поставлены следующие диагнозы: головные боли напряжения, мигрени, панические атаки, доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, эндокринопатии, аритмии, железодефицит, тревожное и соматоформное расстройства.

8. Эффективно ли назначение стандартной тройки «магний-фенибут-глицин»?

Ох, это очень сложный разговор. Скажем так: препараты магния действительно эффективны, если достоверно подтверждён его дефицит, что у детей бывает крайне редко. Глицин — это обычная аминокислота, которой много в мясе. Он не проникает в головной мозг из крови, а синтезируется в нём с нуля. А это значит, что его количество в головном мозге не связано с его содержанием в пище.

Глицин не используется как лекарство в развитых странах. Нет порядочных исследований, доказывающих его эффективность и безопасность

С препаратами аминофенилмасляной кислоты (фенибут, ноофен, анвифен) чуть сложнее. Кажется, он действительно работает, но нет качественных исследований, которые доказывали бы его безопасность и эффективность при конкретных заболеваниях. Именно поэтому фенибутом не пользуются в развитых странах, а в Австралии он вообще считается ядом и запрещён к ввозу в страну. Причина запрета — риск осложнений и побочных эффектов превышает пользу препарата.

Читайте также:  Препараты нормализующие моторику желудка

Может показаться, что, если не пользоваться ноотропами, неврологу нечего будет назначать. Но дело в том, что в развитых странах (Америка, Япония, Австралия, европейские страны) врачи не пользуются ноотропными препаратами и справляются с лечением неврологических заболеваний лучше, чем в странах постсоветского пространства. Здорово, что сейчас есть возможность подглядывать в протоколы иностранных коллег, доступны ресурсы с клиническими исследованиями. При желании любой врач может назначать действительно эффективное и безопасное лечение.

9. Повышенное внутричерепное давление — распространённый диагноз у маленьких детей и не только. Что это такое и нуждается ли оно в лечении?

Важно понимать, что повышенное внутричерепное давление — это не заболевание. Это синдром. Внутричерепное давление повышается в случае, если структурам головного мозга становится тесно внутри черепной коробки.

Почему им может быть тесно? Вариантов всего два. Первый — черепная коробка меньше, чем должна быть, для того чтобы вместить в неё нормального размера мозг и количество ликвора. Это случается при краниостенозе.

Второй. Черепная коробка нормального размера, но по какой-то причине в ней находится больший объём ткани или жидкости, чем должен. Например, опухоль головного мозга, воспалительная жидкость, гной, кровь, большее количество ликвора.

Поэтому, если врач говорит, что у ребенка высокое внутричерепное давление, он обязательно должен уточнить причину. Что там? Опухоль? Энцефалит? Кровоизлияние? Нарушение ликворного оттока? Соответственно, лечение сводится не к назначению мочегонных препаратов, а к устранению причины повышенного ВЧД.

10. Какие причины инсультов у детей? Насколько они распространены?

Никто достоверно не знает, почему они случаются у детей. Факторы риска могут быть связаны с заболеванием кровеносных сосудов (воспалительные и невоспалительные), гематологическими заболеваниями (антифосфолипидный синдром, серповидно-клеточная анемия), пороками сердца, нарушением обмена веществ (болезнь Фабри, CADASIL), приёмом некоторых лекарств и психоактивных веществ (оральные контрацептивы, кокаин, метамфетамин, марихуана). В половине случаев так и не удаётся найти ни причину, ни фактор риска, поэтому это достаточно загадочная штука. Распространённость церебральных инсультов у детей старше 30 дней, по разным данным, от 7, 5–13 на 100 000 детского населения.

13–15 сентября на бесплатной линии помощи Фонда по борьбе с инсультом «ОРБИ» будет проходить акция «Дни детского невролога»: специалисты по детской неврологии будут отвечать на вопросы, связанные с частой головной болью, трудностями концентрации, снижением памяти и внимания, нарушением сна. Позвонить можно по номеру 8-800-707-52-29 с 12:00 до 18:00 по московскому времени.

Если Ваш ребенок постоянно в движении, не может 5 минут посидеть спокойно, вечно что-то бросает, хватает, не реагирует на замечания взрослых, часто не доводит начатое дело до конца, Вы услышите совет обратиться к детскому неврологу. Что делать, если врач поставил Вашему ребенку диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Прежде всего, стоит сказать себе, что Вы не одиноки, столкнувшись с этой проблемой. По данным статистики в мире около 21% детей с СДВГ. В России их около 35%. В США говорят о 30% школьников. У мальчиков это заболевание встречается в 8 раз чаще, чем у девочек. Причины СДВГ не до конца изучены. При СДВГ в мозге вырабатывается недостаточно допамина – вещества, которое управляет процессами торможения, и избыток норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение. Дисбаланс в системах возбуждения и торможения, приводит к тому, что центральная нервная система ослаблена. Она не может обеспечить концентрацию внимания на тот же временной период, который является возрастной нормой для здорового ребенка. Импульсивность и повышенная возбудимость также являются следствием слабости нервной системы.

Нейропсихологическая диагностика (определение уровня развития памяти, внимания, речи, мышления, зрительного и слухового восприятия, предметных движений) поможет составить программу коррекции. Помните, что лечение, начатое в 5-6 .лет эффективнее, чем в 10-11. Для детей младше 4 лет невролог может выявить риски развития заболевания, а дефектолог – научить родителей правильно играть с малышом.

Немаловажно правильное питание, обеспечивающее организм ребенка необходимыми аминокислотами. Нейротрансмиттеры (вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой) должны получать полноценное питание. Именно передача нервных импульсов при СДВГ создает большие проблемы.

В обменных процессах участвуют магний и таурин. Часто их дефицит способствует развитию СДВГ. Необходимо проконсультироваться с врачом о целесообразности приема препаратов магния.

Для детей с СДВГ очень важно соблюдение режима дня. Слабая нервная система нуждается в безопасности, регулярном полноценном отдыхе. Значение сна для гиперактивного ребенка трудно переоценить.

Спокойная доброжелательная атмосфера в доме тоже необходимое условие для преодоления СДВГ. Мультики во время еды, постоянно работающий телевизор или компьютер не дают сосредоточиться на конкретном деле, закрепляют привычку к рассеянному вниманию. Противоречивые указания взрослых, их непоследовательность в воспитании усугубляют проблемы.

Итак, если о диагнозе СДВГ Вы узнали, когда ребенку менее 4 –х лет, Ваши главные помощники врач-невролог и учитель-дефектолог.

Для детей от 4-х лет разработаны методы нейропсихологической коррекции. Часто занятия проходят индивидуально, — не все дети с СДВГ поддаются психо-коррекционному воздействию даже в малой группе. Излишняя импульсивность и возбудимость затрудняют обучение. Это вовсе не означает, что дети с СДВГ обладают низкими интеллектуальными возможностями. Часто случается обратное. Однако стоит иметь в виду: если общими усилиями не удастся компенсировать проявления СДВГ в старшем дошкольном возрасте, родители ребенка и он сам могут столкнуться с большими проблемами в начальной школе.

Ссылка на основную публикацию
Свистящий кашель у грудничка
Кашель со свистом у ребенка и взрослого свидетельствует о сужении просвета бронхиол в результате воспалительного процесса. В большинстве случаев это...
Свечи иммуфлор
Гранулы (10 грамм) Аднексин. Хронический аднексит. Акнетин. Фурункулёз, себорея, пиодермия, юношеская угревая сыпь. Аллерголек. Аллергия на продукты питания. Диатез у...
Свечи от аднексита недорогие
Для лечения и профилактики женских болезней в гинекологии применяют противовоспалительные свечи интравагинально (введение во влагалище), или ректально (в прямую кишку)....
Свищ на пальце руки
Свищ представляет собой полый канал – трубку, которая сформировалась в тканях тела человека. Подобное образование является патологическим и требует направленного...
Adblock detector