Что значит выраженная депрессия

Что значит выраженная депрессия

Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки могут слишком остро реагировать на подобные изменения и стрессы. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, при этом они испытывают чувство стресса и запутанности. Еще хуже, когда подростки подвергаются «бомбардировке» противоречивых сообщений от родителей, друзей и учителей. Сегодня они видят все то хорошее и плохое, что может предложить жизнь по телевидению, в журналах, Интернете, школе и на улице. Когда настроение подростка день за днем способно нарушать его социальное функционирование, это может указывать на серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания, — подростковую депрессию.

Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % — страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % — более одного эпизода до начала взрослой жизни.

В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

Читайте также:  Признаки отравления этиловым спиртом

Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

Ухудшение социальных взаимодействий, уменьшение общения с друзьями или семьей тоже могут быть признаками депрессии у подростков. Часто люди, которые проводили много времени с друзьями, начинают большую часть своего времени проводить в одиночестве. Они не могут поделиться своими чувствами с другими, считая, что они одиноки в этом мире, никто не хочет их выслушать, не заботится о них.

Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

Читайте также:  Вазоспастическая стенокардия код по мкб 10

При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

Основные факты

Обзор

Депрессия является распространенным заболеванием во всем мире, от которого страдает более 264 миллионов человек (1). Д епрессия отличается от обычных изменений настроения и кратковременных эмоциональных реакций на проблемы в повседневной жизни. Депрессия может стать серьезным нарушением здоровья, особенно если она затягивается и принимает умеренную или тяжелую форму. Она может приводить к значительным страданиям человека и к его плохому функционированию на работе, в школе и в семье. В худших случаях она может приводить к самоубийству. Ежегодно около 800 000 человек погибают в результате самоубийства — второй по значимости причины смерти среди людей в возрасте 15-29 лет.

Несмотря на наличие эффективных методов лечения психических расстройств, в странах с низким и средним уровнем дохода от 76% до 85% людей, страдающих нарушениями психического здоровья, не получают никакого лечения (2). Препятствия для получения эффективного лечения включают отсутствие ресурсов, нехватку подготовленных поставщиков медицинской помощи и социальную стигматизацию, связанную с психическими расстройствами. Еще одним препятствием является неточная оценка. Во всех странах людям, страдающим депрессией, часто ставится неправильный диагноз, в то время как другим людям, не имеющим этого расстройства, иногда ставится ошибочный диагноз и назначаются антидепрессанты.

Бремя депрессии и других нарушений психического здоровья растет в глобальных масштабах. В мае 2013 года Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию, в которой призвала к принятию комплексных, скоординированных ответных мер на психические расстройства на национальном уровне.

Типы и симптомы

В зависимости от количества симптомов и степени их тяжести депрессивный эпизод может быть квалифицирован как легкий, умеренный или тяжелый.

Одно из основных различий проводится также между депрессией у людей, уже имевших ранее маниакальные эпизоды, и депрессией у людей, не имевших ранее таких эпизодов. Оба типа депрессии могут быть хроническими (то есть в течение длительного периода времени) и протекать с рецидивами, особенно если они остаются без лечения.

Рекуррентное депрессивное расстройство: это повторяющиеся депрессивные эпизоды. Во время таких эпизодов человек находится в подавленном настроении, утрачивает интересы и не испытывает чувства радости, а уменьшение жизненной энергии приводит к уменьшению его активности на протяжении, как минимум, двух недель. Многие люди с депрессией также страдают от тревоги, нарушений сна и аппетита и могут испытывать чувство вины или иметь низкую самооценку, плохую концентрацию и даже симптомы, необъяснимые с медицинской точки зрения.

В зависимости от количества симптомов и степени их тяжести депрессивный эпизод может быть квалифицирован как легкий, умеренный или тяжелый. Человек с легким депрессивным эпизодом будет иметь некоторые трудности в выполнении обычной работы и социальной деятельности, но, по всей вероятности, не прекратит полностью функционирование. Во время тяжелого депрессивного эпизода больные депрессией чаще всего не способны продолжать выполнять обычную социальную, трудовую или домашнюю деятельность или могут делать это лишь в ограниченном объеме.

Биполярное аффективное расстройство: этот тип депрессии обычно состоит как из маниакальных, так и из депрессивных эпизодов, прерываемых периодами нормальной жизни. Маниакальные эпизоды включают возбужденное или раздраженное настроение, чрезмерную активность, речевой напор, завышенную самооценку и сниженную потребность в сне.

Факторы, способствующие развитию депрессии, и ее профилактика

Депрессия развивается в результате сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. У людей, переживших какие-либо неблагоприятные события (потерю работы, тяжелую утрату, психологическую травму), с большей вероятностью развивается депрессия. Депрессия, в свою очередь, может усиливать стресс, нарушать нормальную жизнедеятельность, ухудшать жизненную ситуацию страдающего от нее человека и приводить к еще более тяжелой депрессии.

Существует взаимосвязь между депрессией и физическим здоровьем. Например, сердечно-сосудистые болезни могут приводить к развитию депрессии и наоборот.

Установлено, что программы по профилактике приводят к уменьшению бремени депрессии. Эффективные подходы по профилактике депрессий на уровне отдельных сообществ включают ориентированные на школы программы по обучению позитивному мышлению среди детей и подростков.

Меры, предназначенные для родителей детей с поведенческими проблемами, могут способствовать уменьшению депрессивных симптомов у родителей и улучшению результатов у их детей. Программы физических упражнений для пожилых людей эффективны также для профилактики депрессии.

Диагностика и лечение

Существуют эффективные виды лечения умеренной и тяжелой депрессии. Врач может предложить психологические методы лечения, такие как поведенческая активация, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и межличностная психотерапия (МПТ), или назначить антидепрессанты, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и трициклические антидепрессанты (ТЦА).

Врачи должны помнить о возможных побочных эффектах антидепрессантов, имеющихся возможностях для проведения того или иного вида лечения (с точки зрения экспертного потенциала и/или наличия препаратов) и индивидуальных предпочтениях. В формате различных видов психологического лечения следует рассматривать индивидуальные и/или групповые виды очного психологического лечения, проводимые специалистами и добровольцами под контролем специалистов.

Психосоциальная терапия эффективна и должна быть терапией первой линии в случае легкой депрессии. Антидепрессанты могут быть эффективной формой лечения умеренной и тяжелой депрессии, но они не являются терапией первой линии в случае легкой депрессии. Их не следует использовать для лечения депрессии у детей, и они не являются терапией первой линии для подростков, среди которых их нужно использовать с предосторожностью.

Деятельность ВОЗ

Депрессия является одним из приоритетных состояний, охватываемых Программой действий ВОЗ по заполнению пробелов в области охраны психического здоровья (mhGAP). Целью Программы является содействие странам в расширении служб для лечения людей с психическими и неврологическими проблемами, а также проблемами, связанными с употреблением наркотиков и других веществ, проводимого работниками здравоохранения, не являющимися специалистами в области охраны психического здоровья.

Депрессивные расстройствa — это группа расстройств с доминирующим симтомом субъективного ощущения сниженного настроения (внимание: может не проявляться). Присутствуют при: расстройствах настроения (аффективных), соматических нарушениях, адаптационных расстройствах вызванных трудной ситуацией, отравлениях и побочных действиях лекарств, других психических расстройствах, таких как шизоаффективные расстройства, постпсихотическая депрессия и смешанные депрессивно-тревожные состояния, неврастения, абстинентные синдромы.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА И ДИАГНОСТИКА наверх

1. Предварительную диагностику депрессивных расстройств облегчает постановка 2 вопросов:

1) Часто ли Вас беспокоили в течение последнего месяца подавленность или чувство безнадежности?

2) Беспокоят ли Вас в течение последнего месяца отсутствие прежних интересов и не потеряли ли Вы способность получать удовольствие?

Положительный ответ на 1 из этих вопросов имеет чувствительность 97 % и специфичность 67 % в выявлении эпизода депрессии.

2. Алгоритм диагностики депрессивных расстройств начните с оценки риска самоубийства (суицида) →выше.

3. Дифференциальную диагностику следует проводить между следующими нозологиями:

1) депрессивный эпизод;

2) рекуррентаная депрессия;

3) депрессивный тип биполярного аффективного расстройства;

4) депрессивный тип шизоаффективного расстройства;

5) постшизофреническая депрессия;

6) депрессивный вид адаптационных расстройств (психогенная депрессия);

Читайте также:  Запор причины возникновения и как с ним бороться

9) органические расстройства настроения при соматическом или неврологическом заболевании.

Диагностические критерии эпизода депрессии (большой депрессии по DSM-5)

Присутствие, от определенного и возможного для определения времени, почти ежедневно и в течение большей части дня, одновременно в течение ≥2 недель, 5-ти из числа следующих симптомов, при чем, по меньшей мере, одного из двух первых:

1) депрессивное настроение;

2) выраженное снижение заинтересованности почти всеми видами деятельности и/или связанного с ними чувства удовольствия;

3) повышенный или пониженный аппетит, или же значительное снижение (несвязанное с соблюдением диеты) или увеличение массы тела (напр. 5 % в течение месяца);

4) бессонница или чрезмерная сонливость;

5) возбудимость или психомоторная заторможенность;

6) чувство усталости или потери энергии;

7) чувство собственной неполноценности или необоснованное чувство вины;

8) уменьшение продуктивности мышления, трудности с концентрацией внимания или принятием решения;

9) повторяющиеся мысли о смерти (не только боязнь смерти);

10) повторяющиеся суицидальные мысли без определенного плана, совершение попыток самоубийства или наличие плана совершения самоубийства.

Депрессивный эпизод является наиболее часто встречающимся видом депрессивных расстройств. Присутствует при рекуррентной депрессии и биполярных расстройствах, в которых присутствуют также эпизоды мании или гипомании (повышенное настроение не вызывает серьезных расстройств чувства реальности и принятия необдуманных решений с серьезными последствиями). Правильная диагностика имеет существенное значение для продолжительной терапии. Кроме определения вида депрессивных расстройств, проведите обследование на наличие невротических расстройств, которые очень часто им сопутствуют.

Диагностические критерии депрессивного вида адаптационных расстройств по DSM-5) (упрощенные)

1. Доминируют: депрессивное настроение, плаксивость, чувство безнадежности.

1) возникают в ответ на стресс, до 3 мес. от его появления;

2) значительно превышают ожидаемую реакцию на стресс;

3) значительно снижают социальное или профессиональное функционирование;

4) после прекращения действия стресса удерживаются ≤6 мес.

Адаптационные расстройства отличает от эпизода депрессии отчетливая связь актуального настроения с существующей проблемой. Если внимание пациента будет отвлечено от источника трудности, он может развивать свои интересы, испытывая при этом удовольствие.

Критерии диагностики стойкого депрессивного расстройства (дистимии) по DSM-5 (упрощенные)

1. Депрессивное настроение сохраняется в течение большей части дня и преобладающего количества дней в течение ≥2 лет.

2. По крайней мере, 2 из следующих симптомов: снижение или повышение аппетита; бессонница или чрезмерная сонливость; чувство утомления или отсутствия энергии; низкая самооценка; трудности с принятием решения и с концентрацией внимания; чувство безнадежности.

3. Симптомы на протяжении 2 лет не исчезли более чем на 2 мес.

Условием постановки диагноза является исключение соматической основы симптомов, а также их непосредственной связи с большой депрессией (хронические симптомы, частичная ремиссия).

Критерии диагностики циклотимии по DSM-5 (упрощенные)

Симтомы, как при устойчивом депрессивном расстройстве (дистимии), но в течение каждых нескольких дней переходят в гипоманиакальные →разд. 21.4.2.

Критерии диагностики депрессивного расстройства при соматических заболеваниях

1. В клинической картине отчетливо и стойко удерживается депрессивное настроение или значительно сниженные заинтересованность и способность ощущать удовольствие в почти всех сферах деятельности.

2. Существуют доказательства, что симптомы эти имеют непосредственную связь с определенным соматическим состоянием.

Депрессивные симтомы при других психических расстройствах

1. Депрессия постпсихотическая после эпизода шизофрении.

2. Депрессивный вид шизоаффективных расстройств — одновременно симптомы эпизода шизофрении и эпизода депрессии.

1. Помните, что депрессия не является обычной хандрой или признаком слабости воли или же характера. Нельзя от неё избавиться, «взять себя в руки» — надо применить лечение.

2. Внимательно и с пониманием слушайте пациента, не пренебрегайте его жалобами. Очень серьезно относитесь к высказываниям пациента, указывающим на суицидальные тенденции, и внимательно оцените этот риск →см. ыше.

3. Рекомендуйте пациенту заняться деятельностью, которая раньше доставляла ему удовольствие. Не показывайте неyдовольствия, если он не воспользовался этой рекомендацией,так как это означает, что, вероятно, эти действия в данный момент были слишком трудными для больного.

1. Основную роль в лечении депрессии играет фармакотерапия, эффекты которой появляются не раньше чем через 2 нед. от применения лекарственного средства. Решение о неэффективности лекарства и об изменении лечения следует принимать только тогда, когда не удалось достигнуть антидепрессивного эффекта на протяжении 6 нед.

2. Первый или очередной нелеченный эпизод депрессии → выбор определенного антидепрессивного лекарства предоставьте будущему лечащему врачу.

3. Рецидив депрессии у ранее леченного больного → примените лекарство, эффективное в прежнем эпизоде.

4. При легкой или умеренной депрессии из лекарств нового поколения наиболее эффективны эсциталопрам, агомелатин, миртазапин, милнаципран, сертралин и венлафаксин. При выборе следует учесть риск побочных эффектов и взаимодействий с другими лекарствами. При тяжелой депрессии немного эффективнее трициклические антидепрессанты. При депрессии с психотическими симптомами дополнительно применяются антипсихотические лекарства.

5. Симтомы тревоги требуют неотложного купирования анксиолитическими лекарственными средствами →разд. 21.5. Большинство антидепрессантов имеет анксиолитическое действие, но эффект наступает через несколько недель от их применения.

6. Фармакотерапия эпизода депрессии должнa продолжаться ≥6 мес. после исчезновения симтомов. В случае появления 3 эпизодов в течение 5 лет рекомендуется многолетняя терапия.

7. При адаптационных расстройствах лечение показано до момента изчезновения причины или адаптации пациента к трудной ситуации.

8. Фармакотерапия депрессии при соматических заболеваниях вызывает разногласия. Согласно одному взгляду, принципиальное значение имеет лечение основной болезни, а лечение депрессии зависит от актуального психического состояния — после исчезновения депрессии антидепрессанты отставляются. Согласно другим — соматическую болезнь следует считать единственно вызывающим фактором, и лечить депрессию согласно алгоритму действий при данном виде депрессии.

9. При дистимии рекомендуется фармакотерапия в течение ≥2–3 лет.

10. При циклотимии нет общепринятых рекомендаций. Применяются нормотимики (главным образом производные вальпроевой кислоты).

11. При всех видах депрессивных расстройств наиболее благоприятно совмещение фармакотерапии с психотерапией. При умеренной, тяжелой и психотической депрессии необходимо фармакологическое лечение. При психотической депрессии психотерапевтическое воздействие имеет вспомогательный характер.

12. Ингибиторы обратного нейронального захвата серотонина и другие антидепрессивные лекарства с серотонинергическим действием могут вызвать серотониновый синдром. Симптомы: изменение психического состояния (нарушения сознания, гипомания), психомоторное возбуждение, миоклонии, усиление рефлексов, лихорадка, профузный пот, озноб, дрожание, расстройства координации, мышечная ригидность. Критерии диагностики:

1) применение или повышение дозы лекарства, обладающего серотонинергическим действием;

2) констатирование ≥3 вышеназванных симптомов;

3) исключение других причин (отравления, абстинентные синдромы, метаболические расстройства);

4) исключение данных о приеме нейролептиков, могущих вызвать злокачественный нейролептический синдром.

Алгоритм действи й : отмена лекарства приводит обычно к исчезновению признаков синдрома в течение 24 ч. В большинстве случаев течение легкое. Ведите мониторинг жизненных функций и, в случае надобности, применяйте симптоматическое лечение: в т. ч. охлаждение тела, бензодиазепины с целью уменьшения возбуждения и мышечного напряжения, механическую вентиляцию в случае дыхательной недостаточности.

13. Антидепрессивные лекарства отменяйте постепенно (медленно). Одномоментное прекращение приема антидепрессантов часто вызывает синдром отмены , который состоит из следующих симптомов: головокружение, головная боль, парестезии, чувство «прохождения электрического тока», снижение настроения, приступы плача или эйфорическое настроение, беспокойство, раздражение, психическое напряжение, неспособность концентрации внимания, бессонница, ночные кошмары, тошнота, рвота, диарея, анорексия, спазмы мышечных груп (дистонии), мышечная дрожь, мышечная боль, слабость, гриппоподобные симптомы, обильная потливость.

Ссылка на основную публикацию
Что делают на коррекции после татуажа бровей
Для повышения своей привлекательности женщины пользуются косметикой, однако каждодневное ее нанесение забирает много времени, которого, особенно по утрам, зачастую не...
Что делать когда нахватался зайчиков от сварки народные средства
Профессия сварщика относится к работе с повышенной вредностью. Рабочий постоянно вдыхает пары расплавленного металла и расходных элементов, а также напрягает...
Что делать когда соринка попала в глаз
Чтобы предотвратить это действие, необходимо использовать защитную маску. Но если все же повреждение произошло, необходимо предпринять экстренные меры, чтобы сохранить...
Что делают терапевты в поликлинике
Основа амбулаторной помощи. Участковый врач-терапевт поликлиники является первым из специалистов, с которым встречается пациент: с любыми жалобами и симптомами в...
Adblock detector