Что значит ффнр

Что значит ффнр

  • Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей
  • Классификация
  • Логопедические методы коррекции ФФН
  • Игровая логопедия
  • Тема «Весна»
  • Тема «Транспорт»
  • Тема «Посуда»
  • «Основы дошкольной логопедии» по Филичевой
  • Самоанализ занятия

Существуют разные нарушения развития детей. ФФНР в логопедии расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При такой проблеме ребенок не различает на слух звуки, но физиологический слух у него сохранен.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей

У детей с ФФНР речь развивается особенным образом. У них искажаются или заменяются некоторые звуки. Количество нарушенных фонем может достигать большого количества — около 20.

Некоторые звуки могут смешиваться в один невнятный. Например, в «Основах дошкольной логопедии» Филичевой, Орловой, Тумановой приведены варианты такой проблемы. Вместо [С] и [Ш] звучит усредненный [Ш], а вместо [Ч], [Т] — искаженный [Ч].

Подобное нарушение может выявить только логопед

Подобная проблема может проявляться по-разному. Иногда дошкольник правильно говорит звук в изолированной позиции, но в речи он его заменяет или искажает.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей выражается в том, что у малыша полностью нормальный физиологический слух, но они не различают звуки. В таком случае это может выражаться в заменах твердых звуков на мягкие, шипящих на свистящие и т. п.

Классификация

Прежде чем разбираться с ФФНР в логопедии, что это у детей, нужно понять какие виды нарушения выделяют специалисты.

Важно! Логопед должен хорошо понимать особенности развития речи ребенка на данный момент времени.

При первом уровне фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к формированию звукового анализа сформированы недостаточно.

Родители не всегда могут обнаружить ФФНР у ребенка, поэтому им нужна помощь логопеда

При втором уровне нарушается восприятие мышц речевого аппарата. Дошкольник не ощущает положение языка или губ, поэтому он не делает разницы между некоторыми звуками.

Выраженность и причины появления

Иногда специалисты выделяют ФФНР по степени проявления:

  • Легкая — нарушено несколько звуков, которые заменяются или искажаются.
  • Средняя — неправильно произносится большее количество звуков из разных групп.
  • Тяжелая — ребенок не различает звуки на слух, не может определить позицию в слове.

Часто детям с ФФНР сложно произносить слоги со стечением согласных — стружка, трамвай и другие. Книгу «Основы дошкольной логопедии» Филичева написала для специалистов. В ней содержится информация о причинах появления речевых проблем.

Обратите внимание! До года каждый малыш очень чувствителен к любым болезням и травмам. Многие из инфекционных заболеваний могут негативно сказаться на развитии центральной нервной системы.

Важно и то, как протекает беременность. Если она тяжелая, то есть риск получить неговорящего ребенка. Недоношенность или продолжительные роды могут быть причиной гипоксии. При недостатке кислорода начинают погибать клетки головного мозга.

Иногда на раннее развитие малыша влияет обстановка. Маленькое количество социальных контактов, большое обилие компьютерных игр и телевидения приводит к тому, что речь ребенка формируется неправильно.

В детском возрасте малыши чувствительны к обстановке. Чем больше с ними разговаривают взрослые, тем лучше, так как это стимулирует дошкольников разговаривать.

Логопедические методы коррекции ФФН

Чтобы помочь ребенку успешно преодолеть ФФН, с ним нужно заниматься по определенной системе. Это должен делать логопед, так как каждое занятие строится особым образом.

В саду специалист может брать детей каждый день на небольшой урок — это позволяет ускорить процесс. Родители являются неотъемлемыми участниками процесса и поэтому дома они тоже должны заниматься с ребенком.

Важно! Только логопед может правильно определить вид нарушения и составить коррекционный маршрут.

Помимо того, что ведется работа над звукопроизношением — проводится артикуляционная гимнастика, упражнения которой помогают сформировать правильное произношение звука. После проводится постановка и автоматизация.

Гимнастику могут проводить родители в домашних условиях

Специалист на индивидуальных занятиях развивает навыки звукового анализа, фразовую речь, лексический словарь. Дополнительно корректируется произвольное внимание и память, речевой слух.

С младшего дошкольного возраста важно развивать способность различать разные звуки. С ребенком проводят игры на угадывание звучащего музыкального инструмента, неречевых звуков (журчание воды, дождь, пение птиц и многое другого).

Главные характеристики заболевания

Помимо того, что при ФФН нарушается звукопроизношение, страдают и другие психические функции. Прежде всего, внимание. Оно неустойчивое, ребенок легко отвлекается и не может долго концентрироваться на чем-то одном.

Характеристика таких детей должна включать оценивание уровня развития всех высших психических функций — память, речь, мышление. Дошкольнику в средней группе детского сада будет сложно запоминать материал и участвовать в активной деятельности.

Задания дети с ФФНР выполняют с большим количеством ошибок. Они быстро устают и начинают испытывать раздражительность.

Прогноз и профилактика

Своевременное выявление нарушения и постоянная коррекционная работа в дошкольном периоде позволяет почти полностью избавиться от проблемы к первому классу.

Особо лечить ФФНР нет смысла, так как при таком нарушении отмечаются незначительные проблемы. Невролог может назначить поддерживающие препараты, которые позволят улучшить работу нервной системы.

Важно! Курс лекарств и дозировки может назначать только врач.

Для профилактики ФФНР необходимо с раннего возраста заниматься с малышом. Мама должна петь ему, рассказывать потешки, читать сказки, играть с ним. Это позволит стимулировать его речевое развитие.

Читайте также:  Ингавирин форте

Игровая логопедия

В силу возраста детям тяжело даются традиционные занятия, где педагог и они сидят за столами. Игровая логопедия создает особые условия, которые позволяют проводить все уроки нетрадиционно.

Логопед с ребенком занимается на разной территории — на диване, полу или под столом. Специалист использует мыльную пену, бумаги и другие материалы. Подвижные игры сменяются спокойными моментами.

Сенсорные бассейны можно делать из круп и украшать маленькими фигурками

Например, логопедическое занятие по теме «Транспорт» можно проводить с разными машинками и дорогами. При хорошей погоде можно пойти на улицу. Такие интересные уроки проводятся в открытой форме, и ребенок может сам выбирать, чем ему заниматься.

Тема «Весна»

Каждое занятие должно быть посвящено определённой теме и это позволяет подбирать задания, которые будут развивать все стороны речи. Логопед обязательно пишет конспект, который позволит ему выстроить структуру урока.

К концу садика дети должны хорошо знать времена и месяцы года. «Весна» логопедическое занятие в подготовительной группе проводится в марте или апреле.

С детьми обсуждают тематическую картину, спрашивают слова во множественном числе (лужа-лужи, капля-капли и т. п.) и просят назвать эти же слова в ласковой форме.

Весеннюю тему лучше обсуждать на улице в теплой погоде. Тогда дети смогут наглядно увидеть, что это за время года. Если рядом есть парк, то нужно пойти туда. Так дошкольники хорошо познакомятся с темой «Весна».

Тема «Транспорт»

Для занятия можно использовать презентацию, которую включают на компьютере. Такая деятельность позволяет разнообразить учебу в старшей дошкольной группе.

Сначала с детьми обсуждают виды машин, потом просят классифицировать их (наземный, воздушный, водный). Можно добавить игры на исключение или изображения с недостающими элементами.

Важно! Желательно включать задания на словообразование: «один-много», «скажи ласково» и т. п.

В старшей группе еще не занимаются развитием звукового анализа. Еще вариант занятия — с помощью тематических игрушек. В таком случае на каждого ребенка нужен отдельный конспект.

Тема «Посуда»

Для проведения урока понадобится комплект кукольной посуды. С детьми обсуждают назначение каждого предмета и особенности его использования. Обговаривают варианты применения, например, в сковороде жарят или варят? Тарелки нужны для приготовления пищи? Половником едят?

С игрушечной посудой можно осуществлять разные манипуляции и ее приятнее держать в руках, чем картинки

Подобную тему можно совместить с темой «продукты». Тогда с детьми обсуждается и то, как готовить разные продукты.

«Основы дошкольной логопедии» по Филичевой

Мало кто из родителей понимает, что может обозначать аббревиатура ФФНР. Особенности нарушения и его проявления подробно изложены в специальной литературе. Работы Филичевой считаются классическими и основополагающими.

Самоанализ занятия

Каждому логопеду нужно регулярно оценивать свою деятельность. Поэтому самоанализ проведенного занятия позволяет выявить сильные и слабые места. Необходимо определить, какие цели были поставлены и удалось ли их достигнуть.

Обязательно оценивается насколько ребенку было интересно заниматься, были ли все задания подобраны с учетом возраста. Отдельно рассматриваются действия педагога — помощь, поощрение и похвала.

Родителям не стоит бояться выявления ФФНР у ребенка, так как эта проблема вполне решается. Важно своевременно ее выявить и приступить к коррекции в дошкольном возрасте.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушения в произношении звуков и восприятии фонем на слух. Такие процессы протекают на фоне других речевых нарушений. Для ФФНР характерно искажение звуков, замена одних фонем другими или их смешение, нарушение слоговой структуры слова, а также лексико-грамматические нарушения в легкой степени. ФФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

Нарушение восприятия и порядка употребения звуков в речи является достаточно распространенной логопедической и педагогической проблемой

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой различные нарушения в произношении звуков. Причиной ФФНР является неполная или неправильная сформированность фонематического слуха, то есть дефекты в восприятии фонем. Важно отметить, что общий слух и интеллектуальный уровень ребенка при этом не страдают и развиваются как положено.

Основную проблему для детей с ФФНР представляет произношение фонем, близких по акустико-артикуляционному признаку:

  • звонких и глухих (г-к, з-с, б-п и т.д.);
  • мягких и твердых (м-мь, л-ль и т.д.);
  • шипящих и свистящих (ш-с, ж-з).

Если ребенок затрудняется произносить многие фонемы, у него будут проблемы со слоговой структурой слова. В таком случае ему трудно произносить слова, в которых рядом стоят 2-3 согласных («строй», «травма», «кружка» и т.п.), и цепочки из разных слогов (та-ра-ра, па-ра-па, та-да).

Характеристика ФФНР

Детям ставится диагноз фонетико-фонематического недоразвития речи, когда у них подтверждаются следующие дефекты в развитии устной речи:

  1. Произношение звуков с различными нарушениями. Ребенок говорит одни фонемы вместо других, какие-то вообще не умеет проговаривать. Некоторые или многие из них он произносит искаженно, при этом сходство с правильным звучанием может присутствовать в большей или меньшей степени. Бывает, что фонемы сливаются, и различить их становится невозможно. Данные речевые дефекты часто искажают смысл сказанного, что затрудняет общение.
  2. Нарушение фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза. Ребенок плохо различает определенные звуки в чьей-то или своей речи, чаще всего путает шипящие и свистящие, твердые и мягкие, звонкие и глухие, «р» и «л». Не умеет мысленно выделять отдельные фонемы в слове и соединять в одно целое несколько фонем.
  3. Нечеткость, невнятность произношения, невыразительность речи.
  4. В случае, когда школьный возраст уже достигнут, – проблемы с чтением и письмом.
Читайте также:  Огромный фурункул на спине

Важно также установить и степень развития речевого нарушения. От этого во многом зависит эффективность и успех проведения коррекционной программы.

Важно обращать внимание на особенности речи ребенка даже в повседневном общении – уточнения родителей помогут логопеду поставить правильный диагноз и определить степень ФФНР

Степени ФФНР

ФФН речи разделяют на 3 степени сложности:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

При легкой степени выявляются трудности с различением лишь тех звуков, произношение которых нарушено. В целом же фонематический анализ осуществляется без проблем.

Средняя степень ФФНР характеризуется уже значительными проблемами с фонематическим анализом. Ребенок плохо различает многие звуки из разных фонетических групп, тогда как в его речи все звуки присутствуют.

Третья степень ФФНР является самой тяжелой. Ребенок не умеет выделять фонемы, многие звуки не различает и не определяет их очередность в слове.

ФФНР часто сопровождается неправильным фонематическим восприятием (восприятием на слух каких-либо звуков), причем в разных вариациях. Например, ребенок может воспринимать многие фонемы, но его произношение имеет множество недостатков. В других случаях, наоборот, большинство звуков он произносит правильно, однако восприятие очень сильно нарушается. К сожалению, часто такие формы проявления ФФНР становятся следствием неправильной работы логопеда по коррекции речи. Очень важно, чтобы на занятиях шла работа именно корректирующая, а не маскирующая отклонение.

Занятия с логопедом не всегда приводят к желаемому результату – нужно максимально ответственно отнестись к выбору специалиста, а вначале – к постановке правильного диагноза

Чем чревато ФФНР?

Последствием фонетико-фонематического недоразвития речи, если вовремя не устранить данное отклонение, непременно станет то, что ребенок будет плохо читать и писать. Дислексия и дисграфия неизбежно приведут к отставанию в школьной программе и, что очень вероятно, к проблемам психологического характера. Вот почему коррекция ФФНР должна быть проведена обязательно до 7 лет, чтобы к школе ребенок был хорошо подготовлен по всем направлениям.

Как корректируется в дошкольных заведениях?

У дошкольников исправление фонематического недоразвития речи – это занятия в специальной логопедической группе. Программа таких групп обязательно включает подготовку к обучению грамоте. Отвечает за речевую коррекцию логопед.

Значительно затрудняет логопедическую работу в небольших населенных пунктах отсутствие специализированных классов. Многие детские сады имеют возможность корректировать только общее недоразвитие речи (ОНР), а отдельная работа с детьми с ФФНР там не предусмотрена.

Когда специальные группы отсутствуют, коррекцией ФФНР занимается логопед детского сада или детской поликлиники. К сожалению, эффективность такого курса снижена, поскольку для упрощенного варианта коррекционной программы не выделяется необходимое количество времени, а комплексный подход трудно установить.

Логопедическая коррекция в младших классах

Исправление фонематического недоразвития речи, когда ребенок уже учится в школе, более затруднительно, поскольку параллельно приходится устранять нарушения письма и чтения, уже начавшие проявляться. Работа логопеда ведется в школе и заключается в постановке правильного произношения, введении поставленных звуков в речь, развитии фонематического анализа и синтеза, а также исправлении недочетов в грамматике и чтении.

Программа коррекции ФФНР занимает всего лишь полгода в первом классе. Не всем детям хватает этого времени для полного исправления всех речевых дефектов, поэтому лучше постараться и устранить их еще в дошкольном возрасте.

ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И СИМПТОМАТИКА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Скачать:

Вложение Размер
ffn.ponyatie.prichiny.docx 18.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И СИМПТОМАТИКА ФОНЕТИКО-

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

  1. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько

— трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

— при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

— невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа до 16, 20. 2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков произносится средний, неотчётливый звук. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Итак, причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные.

Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и (мышечного строения). Это: укороченная подъязычная связка; малоподвижный язык — большой; слишком маленький и узкий язык; дефекты строения челюсти: прогнатия; прогения; открытый прямой прикус; открытый боковой прикус; неправильное строение зубов; неправильное строение неба: готическое — узкое, высокое; низкое, плоское; толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней.

К функциональным причинам относятся: неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые “сюсюкают” с малышом; подражание людям с неясной и косноязычной речью; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха; долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти; снижение слуха.

Правильное определение причин нарушения звукопроизношения помогает

Ссылка на основную публикацию
Что значит если болит в правом боку под ребром
Клиницисты признают, что причину боли в правом подреберье определить трудно. Слишком много органов сошлось в этой небольшой области: правая почка,...
Что делают на коррекции после татуажа бровей
Для повышения своей привлекательности женщины пользуются косметикой, однако каждодневное ее нанесение забирает много времени, которого, особенно по утрам, зачастую не...
Что делают терапевты в поликлинике
Основа амбулаторной помощи. Участковый врач-терапевт поликлиники является первым из специалистов, с которым встречается пациент: с любыми жалобами и симптомами в...
Что значит если плацента низко расположена
Плацента (послед или «детское место») – эмбриональный орган, в котором происходит рост и развитие ребенка. Ее формирование происходит не ранее...
Adblock detector