Что такое моральное поведение

Что такое моральное поведение

Вот какими находчивыми и сообразительными стали ребята, какую интересную игру придумали! Правила тоже сформулировали сами, для них организация собственных действий не составляет труда. А помните, как малыши, несмотря на правила, пускались бежать по счету три. Не правда ли, какие огромные завоевания! Проходит всего каких-то два или три года, а психический мир ребенка совершенно перестраивается. «Взрослеют дети». — говорим мы, взрослые. Но мало кто с благодарностью подумает о детских играх, которые помогают нашим ребятам взрослеть.

Что такое моральное поведение ?

Нравственностьэто логика действия. ..

Способность произвольной регуляции поведения — важная ступенька на пути развития личности. Игра, как мы видели, хороший помощник в деле воспитания этого качества. Однако первоначально формируется способность воздерживаться от какого-либо поступка и лишь позднее возникает способность к длительному и систематическому выполнению трудного и малоинтересного действия под влиянием сознательно поставленных целей. Такие возможности у детей появляются при переходе к подростковому возрасту.

Специальными экспериментами было показано, что в случаях воздержания от непосредственно желательного поступка и при выполнении действий по сознательному намерению действуют различные психологические механизмы. Обратимся к обычной житейской ситуации. Вы купили ребенку новую игрушку, у малыша велико желание скорее увидеть ее. Но давайте попросим ребенка отвернуться и не смотреть, как мы будем раскрывать коробку. Самые маленькие, конечно же, не утерпят и, слыша шум открываемой коробки, шуршания бумаги, обязательно обернутся. Старшие дошкольники, под влиянием просьбы взрослого, несмотря на огромное желание посмотреть, все же смогут заставить себя удержаться. Что же помогало детям подавить непосредственный импульс к действию? Помогала та особая личностная позиция, которая определяет жизнь и поведение дошкольника. Существо этой позиции в огромной побудительной силе, которую имеют в этом возрасте, и значимость отношения к детям со стороны взрослых, их одобрение или недовольство. Решение ребенка в нашем примере не оборачиваться и во многих других жизненных ситуациях — не плакать, не просить, не кричать — поддерживается сильнейшим побуждением получить одобрение взрослого или хотя бы не вызвать его осуждения, Поэтому-то дети могут победить свое непосредственное желание. Но можно ли такое поведение назвать в полном смысле слова моральным? Ведь если отказ от непосредственно привлекательного возникает лишь из-за желания получить положительное подкрепление, то не означает ли это невозможность сознательного произвольного поведения в тех случаях, когда никакой непосредственной награды в» виде одобрения не последует? Иными словами, могут ли дети поступать под воздействием требований по собственному желанию? Действительно, мы можем быть спокойны за ребенка лишь тогда, когда его нравственное поведение не зависит от контроля со стороны. А это означает, что у детей возникла собственная, присущая им самим, потребность вести себя морально, выполнять требования, которые ставят перед ними родители, общество, причем выполнять эти требования добровольно и сознательно. Сформировать подлинно моральное поведение — основная задача воспитания. Но как тернист и извилист путь, по которому приходит к этой вершине человек! И первые шаги по этому пути совершаются в дошкольном детстве.

Из определения понятия нравственной культуры вытекает представление о глубинной, органической взаимосвязи понятий «мораль» и «поведение». В связи с этим возникает необходимость в уточнении таких понятий, как «деятельность», «поведение», «поступок», «мотив», а также соотношения понятий «организационное повеление», «деловое поведение» и «служебное поведение».

Читайте также:  Чем заняться когда сломана рука правая

Деятельность — совокупность действий, вызывающих изменения в окружающем мире или в самом субъекте деятельности.

Категория деятельности исследуется философами, психологами, социологами.

Философы изучают деятельность как специфическую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Психологи, основываясь на постулате единства психики и деятельности, рассматривают последнюю как динамическую систему «взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [1] .

Социологи исследуют деятельность как сложную многоплановую систему — практическую и духовную, как способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира [2] .

Все эти подходы объединяет то, что человеческая деятельность в них рассматривается как специфический способ отношения человека к миру, который отличается целенаправленностью действий, соединяя в неразрывном единстве внешнюю предметную деятельность и деятельность сознания, и оценивается с точки зрения ее значения как для самого деятеля, так и для окружающих.

Исследование деятельности как категории этики позволяет из всего многообразия общественной практики людей выделить ее нравственную сторону, а из всех видов побуждений (материальные интересы, привычки, склонности и т.д.) — «специфические нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы». Поэтому под моральной деятельностью в этике понимаются только те поступки, которые сознательно подчинены определенным моральным целям.

Понятие «моральная деятельность» в современной этической литературе нередко употребляется в качестве синонима понятия «нравственное поведение», рассматриваемого в качестве свойства социального поведения. Действительно, если понятие моральной деятельности характеризует целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение как совокупность поступков человека, которые могут быть подвергнуты моральной оценке, есть то же сознательное, целенаправленное действие в неразрывном единстве субъективных побуждений и социально значимых последствий, практических действий индивида и подструктур его сознания (знаний, убеждений, чувств, привычек). «Поскольку человеческая деятельность отличается сознательным полаганием целей и выбором средств их достижения, постольку поведение людей включает в себя в качестве своего существенного элемента также деятельность сознания. Поэтому. бессмысленно говорить о человеческом поведении вне его связи с деятельностью сознания. Вне поведения нет морали. » [3] .

Поведение — специфическая форма человеческой деятельности, совокупность поступков, в которой проявляется личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживается его отношение к окружающей действительности [4] ; объект правовой, моральной, иной оценки и регуляции; отражение уровня нравственной культуры личности.

Моральное же поведение как особая форма индивидуальной деятельности, связанная с взаимоотношениями людей, представляет собой совокупность поступков человека как элементарных, морально значимых актов человеческой деятельности, осуществляемых в условиях альтернативного выбора, рассматриваемых с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Поступок — действие, предшествующая ему деятельность морального сознания, включающая побуждение, мотив, намерение, выбор, решение, а также последующая деятельность морального сознания, включающая самооценку человеком своего поступка и отношение к его поступку со стороны окружающих.

Поступок — целостное явление, неразрывно соединяющее в себе субъективно-личностные мотивы и объективно значимые результаты. Его структура включает субъективный мотив, общественно значимый результат и внешние условия перехода мотива в результат, т.е. совершения поступка. С точки зрения этики самое главное в поступке — его моральная ценность.

Читайте также:  Как снять косметический шов самостоятельно

Мотив (франц. motif — побуждение) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Социологи определяют мотив (мотивацию) как побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Психологи, расширяя границы этого понятия, исследуют мотив и как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность, и как предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого эта деятельность осуществляется, и как осознаваемую причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков человека.

Выработанные в обществе или микроокружении моральные ценности определяют содержание нравственной мотивации личности, которая во взаимодействии с другими регуляторами поведения человека является одним из важнейших факторов, обусловливающих поведение личности, его движущей силой.

Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

В качестве мотивов могут выступать любые элементы человеческого сознания:

  • — потребности (осознанная необходимость их удовлетворения);
  • — интересы;
  • — цели (образы желаемых результатов деятельности);
  • — установки (состояние готовности действовать определенным образом);
  • — социальные ориентации;
  • — привычки (установки на определенные формы поведения);
  • — убеждения (глубоко осознанные установки и ориентации, ставшие общими принципами поведения и определяющие более частные мотивы поведения).

Идея единства сознания и поведения получила основательную аргументацию и разработку в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н.Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и других. Социологический анализ социального поведения стал предметом самого пристального внимания к нему со стороны виднейших представителей мировой социологии — П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других.

Следовательно, поведение человека можно анализировать только в связи с деятельностью его сознания.

Во все времена в обществе осуждалось аморальное поведение. Поэтому необходимо отчетливо осознавать разницу и понимать, что оно собой представляет. Мораль — это собрание поведенческих правил в социуме. Причем стоит отметить, что ее нормы разнятся в различных культурах и национальностях. Так, что для вашей семьи и культуры является нормой, в другой стране становится показателем аморальности и, соответственно, наоборот.

Девиантное поведение

Аморальное поведение является подгруппой в классификации девиантного. Зачастую эти два понятия путают и заменяют одно другим, что естественным образом является ошибкой. Чтобы разобраться в значении «аморального», следует разобраться в понятии и классификации девиантного поведения.

Девиантное поведение — это поступки человека, которые не соответствуют норме, то есть нестандартны.

Девиантное поведение условно можно разделить на две группы:

  • Действия человека, отклоняющиеся от нормы ввиду психических расстройств. К этой группе относятся люди, страдающие психопатическими заболеваниями. Так называемая категория психически ненормальных. Также к этой группе относятся люди с отклонениями в психике, но в пределах нормы.
  • Действия человека, отклоняющиеся от принятых норм морали и нравственности, то есть аморальное поведение. Данный вид девиантных поступков находит выражение в преступлениях и проступках. В большинстве случаев индивиды, для которых характерны аморальные поступки, после их совершения подвергаются административной, уголовной ответственности. При незначительных нарушениях морально-нравственных норм с человеком принудительно работают социальные и медицинские работники.
Читайте также:  Ночные боли внизу живота у женщин

Понятие

Аморальное поведение — это нарушение человеком моральных принципов посредством поступков. Мораль — своеобразные требования для окружающих людей и самого себя, которые считаются правильными во время взаимодействия. Однако стоит отметить, что понятие морали довольно размыто. Так как, к примеру, для одного нецензурная брань считается нормой, а для другого это возмутительно и аморально.

Пример различий в разных культурах — понятие супружеской неверности у нас и в Японии. Женатый мужчина, регулярно изменяющий супруге с разными женщинами, вызывает у нас только отрицательные эмоции и негодование. В Японии же наоборот. Супруг вправе прийти домой в состоянии алкогольного опьянения, в компании гейш, а жена не только не устроит скандал, но еще и скажет спасибо жрицам любви за сопровождение, доставку благоверного к семейному очагу. В Японии чрезвычайно высок статус главы и добытчика семьи.

В Японии благосклонно относятся к однополым бракам, чего нельзя заметить в странах Европы. Причиной этого является культ самураев, которые по долгу службы обязаны отказаться от семейных уз. Поэтому считается, что именно они благоприятствовали развитию гомосексуализма.

Формы поведения, противоречащего морали

Аморальное поведения человека основные формы имеет следующие:

  • Наркомания.
  • Токсикомания.
  • Проституция.
  • Нарушение закона.
  • Алкоголизм.
  • Суицид.
  • Использование нецензурных выражений.
  • Оскорбления.

Аморальное поведение: причины

Три главных причины аморального поведения:

  • Неравенство на социальной лестнице. Главным образом на воспитание и поведение личности влияет доход. Чем меньше человек зарабатывает денег, тем больше вероятность его деградации. Из-за разочарования уровнем своей жизни он пытается с помощью алкоголя или наркотических веществ убежать от реальности. Нищета — это психологически сложное испытание.
  • Уровень воспитания. Человек из-за неведения попросту может не знать о правилах морали и нравственности. В обществе обязательно должны передаваться традиции, нормы и правила из поколения в поколение. Родителям необходимо с детства давать понять ребенку, что делать можно, а что претит общечеловеческим ценностям и статутам.
  • Окружающая среда. Несомненно, эта причина одна из основополагающих. Во многом действия и мысли человека зависят от того, что и кто его окружает ежедневно. Наибольшее влияние имеют близкие люди: семья, друзья, одноклассники, коллеги. Если человека сплошь и рядом окружают личности с аморальным поведением, а кроме них он ничего не видит, то для него это становится нормой. В таких случаях, чтобы искоренить безнравственные деяния, социологи работают с группами людей, а не с одним конкретно провинившимся человеком.

Поведение и закон

Как упоминалось ранее, нередко аморальное поведение преследуется по закону. Наказание, грозящее человеку за поступки, противоречащие морали, колеблется от наложения штрафа до тюремного срока.

Существует понятие «аморальное поведение потерпевшего». То есть когда человек, против которого было совершено преступление, вел себя неподобающим образом и спровоцировал другого индивида на правонарушение. В данном случае противоморальные действия потерпевшего становятся смягчающим обстоятельством для преступника.

Ссылка на основную публикацию
Что такое дисграфия у детей 8 лет
О магазине Контакты Задать вопрос Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать? С началом обучения в школе у некоторых...
Что такое авторефрактометрия в офтальмологии
В нашей клинике помимо первичной консультации офтальмологи включающей проверку остроты зрения, биомикроскопию, авторефрактометрию, офтальмоскопию с узким зрачком, тонометрию, предлагаются комплексные...
Что такое ага в трихологии
Алопе́ция (облысение, лат. alopecia) — патологическая потеря волос, приводящая к их поредению или полному исчезновению в определенных областях головы. Здоровые...
Что такое еср анализ
Эозинофильный катионный белок (ЭКБ) – это один из лабораторных признаков (маркер) аллергии. Его рост в крови указывает на обострение бронхиальной...
Adblock detector