Что такое дисграфия у детей 8 лет

Что такое дисграфия у детей 8 лет

  • О магазине
  • Контакты
  • Задать вопрос

Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

— речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

— речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

— зрительный, который подбирает соответствующую графему;

— двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает. ”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Читайте также:  Амоксициллин показания и противопоказания

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого.

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

О том, что скрывается под этим термином, мы побеседовали с Ольгой Пономаревой, учителем-логопедом МУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

— Ольга Алексеевна, что же такое дисграфия и как ее можно опознать?

— Дисграфия — это нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся стойких ошибках «не на правила». Ребенок может знать наизусть все правила орфографии и даже уметь их применять, но допускает ошибки, которые родителям могут показаться глупыми. Например, вместо буквы «з» пишет «д», ошибается там, где звуки находятся в сильной позиции, то есть хорошо слышны — «корофа», «учидель», окончания слов заменяет произвольным количеством крючочков, пропускает буквы и целые слова. У детей-дисграфиков может встречаться нарушение синтаксической связи слов — им сложно выполнить согласование по роду, числу и падежу: «красная стул», «перелетной птицах». На самом деле признаков дисграфии значительно больше — с ходу все и не перечислишь.

Читайте также:  Декомпрессионная трепанация черепа

— В каком возрасте обычно впервые проявляется дисграфия?

— Чаще всего ее выявляют в начальной школе, когда начинается активное овладение письменной речью. Но предположить, что у ребенка могут возникнуть специфические проблемы, можно и раньше, еще в дошкольный период. Факторами риска для развития дисграфии считаются нарушение артикуляции, при котором ребенок не выговаривает какие-либо звуки, явное или скрытое левшество, слишком ранее обучение чтению и письму, когда ребенок еще психологически не готов к освоению грамоты, двуязычие, а также дефицит общения и речевых контактов в семье.

— Как вы считаете, являются ли трудности в овладении письменной речью следствием умственной отсталости?

— Умственная отсталость, сочетающаяся с дисграфией, — это, скорее, исключение, чем правило. Большинство детей-дисграфиков не имеют проблем в других сферах психической деятельности и в будущем могут стать прекрасными инженерами, врачами, артистами. Да, нередко нарушения процесса письма идут рука об руку с недостатком внимания, проблемами с оперативной и долговременной памятью, но эти особенности чаще всего поддаются психолого-педагогической коррекции.

— Что должны сделать родители, чьи дети допускают специфические ошибки?

— Прежде всего, не винить ребенка в лености и не пытаться исправить ситуацию самостоятельно — в коррекции дисграфии не обойтись без помощи опытного логопеда. Я бы порекомендовала пройти обследование в нашем центре — его результаты, имеющие рекомендательный характер, остаются только у родителей или законных представителей ребенка, никаких «ярлыков» на вашего маленького школьника мы не навесим. Если наличие дисграфии подтвердится, родителям и самому ребенку нужно настроиться на долгую работу с логопедом, а возможно, и с психологом, которая может растянуться на месяцы, а то и годы, в зависимости от сложности случая. На занятиях ребенок будет выполнять ряд письменных и устных упражнений, подобранных специально для него, часть заданий придется делать дома — процесс коррекции не должен надолго прерываться.

— Так значит, дисграфию можно победить?

— Полностью избавиться от дисграфических ошибок удается не всем. Но, по крайней мере, их количество заметно снизится, и люди, читающие текст, составленный дисграфиком, начнут понимать смысл написанного. Это значит, что в тетради по русскому языку станет меньше неудовлетворительных отметок, а во взрослой жизни человек как минимум не будет стесняться писать заявления, служебные записки и деловые письма.

— Что можно посоветовать родителям дошкольников, чтобы их дети смогли успешно овладеть письменной речью?

— Прежде всего, до поступления в первый класс избавьтесь от проблем с артикуляцией — первоклассник должен четко проговаривать абсолютно все звуки. Как можно больше играйте со словами — это развивает фонематический слух. Помните чудесную игру в города? Возьмите ее за основу, но не используйте географический принцип, поскольку малыш в пять-шесть лет не сможет его придерживаться — пусть он называет любые слова, которые придут ему в голову, лишь бы они начинались на тот звук, которым окончилось произнесенное вами слово. Именно на звук, а не на букву, поскольку дошкольники еще не знают правил русского языка: так, слово «зуб» для них звучит как «зуп» — пусть называют слово на «п». Покупайте или скачивайте из Интернета ребусы, задавайте лингвистические задачи, например: «Возьми первые две буквы от слова «рулет» и последние две буквы от слова «шапка», составь их вместе и назови получившееся слово»; «посчитай, сколько звуков в слове». Развивайте мелкую моторику, тренируйте безотрывное письмо с помощью прописей или лабиринтов — как известно, центр мозга, отвечающий за движения пальцев рук, находится рядом с центром речи, и стимуляция его активности полезна для речевого развития.

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая. При данной форме болезни у детей нарушено произношение звуков, и на основе этого они неправильно пишут слова. То есть нарушение произношения ими фиксируется в письменном виде, слова ребенок пишет так же, как и произносит. Врач при этой форме дисграфии должен в первую очередь корректировать звукопроизношение маленького пациента.

Акустическая. Симптомы акустической формы отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

Аграмматическая. В случае аграмматической формы отклонение вызвано недоразвитием грамматического строя речи. Дети с таким нарушением пишут с постоянными ошибками, как бы совсем не обращая внимания на правила грамматики. Провести диагностику этой формы можно у школьников только с третьего класса, поскольку именно в этом возрасте начинают проявляться основные признаки этого типа дисграфии.

Оптическая. Появление оптической формы заболевания обусловлено нарушением пространственного и зрительного анализа. По сути, любая буква зрительно образуется из черточек, палочек, овалов, иногда с добавлением особенных элементов. В пространстве такие, на первый взгляд одинаковые, элементы комбинируются по-разному, образуя разные символы (буквы). Если зрительное восприятие нарушено, то ребенок не улавливает имеющихся между буквами различий, а потому не может и правильно их писать.

Моторная. Это дисграфия, вызванная нарушением языкового синтеза и анализа. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок. Например, малыш пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

Спокойствие, только спокойствие!

Чтобы помочь ребенку избавиться от дисграфических ошибок, необходимо соблюдать несколько важных правил.

В «двойках» по русскому языку, которыми пестрит тетрадь маленького дисграфика, вы можете винить наследственность, плохую экологию, докторов, которые принимали роды, себя — за то, что не слишком хорошо следили за своим здоровьем в течение беременности, но ни в коем случае не ребенка. Он и так морально убит постоянной неуспеваемостью, а тут еще и родительские нравоучения о том, что надо больше стараться! Создайте дома абсолютно спокойную обстановку, старайтесь настроить чадо на успех: «Вместе мы обязательно преодолеем все трудности и научимся правильно писать».

Занятия с логопедом должны быть регулярными — их не стоит прерывать даже на время каникул, иначе регресс не заставит себя ждать. Упражнения на коррекцию дисграфических ошибок необходимо выполнять и в те дни, когда вы не посещаете логопеда.

Не требуйте от ребенка высокой скорости чтения и письма — в обстановке спешки он разнервничается, и количество ошибок неизбежно увеличится.

Читайте также:  Как убрать каловые камни из кишечника народными средствами

В самостоятельных занятиях избегайте упражнений на редактирование, когда ученик должен находить и исправлять в тексте ошибки. А вот списывание безошибочно написанных текстов с побуквенным проговариванием будет ему полезно. К диктантам можно переходить только тогда, когда результаты списывания станут удовлетворительными.

У дисграфиков количество не переходит в качество за короткое время, поэтому не мучайте ребенка, заставляя его раз за разом переписывать плохо написанный текст: в каждом следующем варианте все равно будут специфические ошибки, в том числе в словах, которые он пять минут назад написал правильно.

Знаменитые дисграфики

Еще одно доказательство того, что дисграфия не приговор — истории людей, с трудом овладевших письмом, но добившихся значительных успехов на профессиональном поприще и навсегда вошедших в историю.

Великий российский император совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, исправить это было невозможно. Петр зачастую не обращал внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, а уж орфографических ошибок было вовсе не перечесть.

Агата Кристи

Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше восьми десятков книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать.

Ганс Христиан Андерсен

Датский писатель сочинял свои дивные сказки по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».

Альберт Эйнштейн

Основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии, Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Дисграфия – это трудности в письменной речи на этапе ее становления или в дальнейшем, при которой нет нарушений интеллекта, он хорошо развит и не имеет отклонений. Дисграфию относят не к самостоятельному диагнозу, а к одному из синдромов, наряду с другими – задержкой речевого развития, дислексией и тд. Чаще всего возникает у детей в школьном возрасте, и выявляется начиная с начальных этапов школьного обучения, хотя возможна уже и у взрослых.

Причины

Дисграфия у детей выявляется, если при письме формируются постоянные однотипные ошибки. Они объясняются недостаточной зрелостью в области высшей психической деятельности, за счет которой активно формируется процесс становления письменной речи. У детей с дисграфией возможны сложности при обучении чтению, им труднее овладевать грамматикой и правильно писать на слух, формировать полноценную письменную речь.

Точные причины неизвестны, в формировании расстройства принимает участие сразу несколько негативных факторов, к основным из которых относят непропорциональное развитие левого и правого полушарий в большом мозге. Специалисты говорят о том, что дисграфию может обуславливать негативная генетическая составляющая. Подобное часто можно выявить в семье, где имеется сразу два языка.

Как одно из многочисленных проявлений, дисграфия может возникать при сниженном уровне интеллектуального развития, таким детям сложно в целом научиться писать и читать, так как они трудно воспринимают устную речь и плохо запоминают, как пишутся буквы. Чаще дисграфия возникает в случаях, если имеются трудности с выстраиванием последовательностей. Если дети не могут разобраться в последовательности букв, они не могут активно организовать информацию по подробным деталям и в правильном порядке, в процессе написания они выдают проблемы в правильной последовательности букв. Тогда ребенок читает и пишет медленно, при этом делает это правильно, либо он делает это быстро, не соблюдая правил пунктуации и грамматики.

Возможна дисграфия при наличии слабости при обработке или анализе информации, полученной зрительно. Такое бывает, если дети трудно читают и обрабатывают то, что написано в книге.

Симптомы

Признаками дисграфии в детском возрасте будут множество ошибок, которые допускаются при написании текста. У таких детей плохой и мало разборчивый почерк, нет различий в буквах по типу Р и Ь, Э или З. На слух такие дети могут записывать только крайне медленно. Часто подобное принимается за нежелание учиться и лень, что приводит к снижению оценок, конфликтам с родителями и насмешкам детей. Это приводит к замыканию ребенка в себе, утрате интереса к школе, занятиям и особенно к письму, прогуливанием уроков и отказом от чтения. Это может давать неврозы, тревожность и стрессы, могут давать о себе знать задержки речевого развития и психического.

Ребенок делает ошибки, потому что не различает на слух фонемы, не может правильно разделить предложение на слова, не может понимать принципы устройства речи. Он делает ошибок больше, чем сверстники, они плохо поддаются коррекции и остаются надолго.

Проявляется дисграфия уже в школьном возрасте, хотя ее предпосылки могут закладываться в раннем возрасте. Почти всегда при дисграфии есть патологии зрения, речи или слуха, неврологические диагнозы.

Диагностика дисграфии у ребёнка

Склонными к дисграфии будут дети-левши или те, кто был переучены с левой руки, дети из семей с двуязычностью, имеющие заикание, задержки в развитии речи, эхолалию. Склонны к дисграфии дети с дефицитом внимания и дефектами памяти, те, кто слишком рано начали учиться в школе, дети, что при письме пропускают постоянно буквы или не могут дописать слово. Также необходима диагностика детям, кто на слух плохо воспринимает речь и пишет вместо «туда» «дуда», или произносят звуки неправильно, так же их и записывая, по типу «лыба» вместо «рыба».

Для диагностики применяют речевые карты это особый метод заполнения анкеты. При ее заполнении проводится со всех сторон обследование ребенка, строя речи, произношения и различия звуков, анализа и синтеза слова по составу, а также оценивают навыки письма и чтения

Осложнения

Сложности с обучением, нарушении письменной речи с ограничениями в дальнейшем труде и выборе профессии, общая задержка развития, неврозы, депрессии, провокация психических нарушений.

Лечение

Что можете сделать вы

Начинают занятия с коррекции в произношении и исправлении дефектов устной речи. По мере формирования устной речи можно помочь в становлении письменной за чет написания диктантов, который предварительно прочитывается, оговариваются буквы, запятые, и потом они повторяются уже в процессе диктанта. Все это делается без нажима, в спокойной обстановке, без негативных эмоций, не заставляйте переписывать по несколько раз. Нельзя акцентировать внимания на проблеме, чтобы не заострять проблему. Важна похвала на каждом успешном этапе, это поможет в активизации желания лечиться. Полезными будут специальные упражнения, занятия дома и с логопедом, особая азбука. Также показаны анализ слов и выделение букв.

Что делает врач

Необходимо исключение неврологических патологий, консультации психолога, логопеда и невролога. Медикаментозная терапия не применима.

Профилактика

Важно начало занятий речью, чтением и письмом ребенком по мере созревания его функций, не стоит торопиться и усердствовать в освоении чтения и письма до школы. Важно, чтобы ребенок подходил к освоению речи осознанно, понимал, что он говорит и пишет.

Ссылка на основную публикацию
Что такое авторефрактометрия в офтальмологии
В нашей клинике помимо первичной консультации офтальмологи включающей проверку остроты зрения, биомикроскопию, авторефрактометрию, офтальмоскопию с узким зрачком, тонометрию, предлагаются комплексные...
Что принимать при фарингите у взрослых
Симптомы острого фарингита у взрослых Основные симптомы острого фарингита у взрослых схожи с симптомами ОРВИ и ангины: Резкая боль в...
Что принимать при хроническом колите
Запущенная форма колита кишечника опасна перитонитом, дивертикулезом, энтероколитом и ишемией. Лекарственные препараты — единственно разумный вариант терапии этого заболевания. Описание...
Что такое ага в трихологии
Алопе́ция (облысение, лат. alopecia) — патологическая потеря волос, приводящая к их поредению или полному исчезновению в определенных областях головы. Здоровые...
Adblock detector