Чему научить ребенка в 6 лет

Чему научить ребенка в 6 лет

Психологи утверждают, что с наступлением холодов родители все чаще повторяют фразу «Надень шапку!», а дети все реже эту шапку надевают. И возникают эти споры не из-за того, что ребенок не слышит, а из-за того, что он принципиально не хочет слышать. Как сделать так, чтобы дети выполняли просьбы родителей? Мы решили поберечь детские уши и родительские нервы и выделили 5 способов говорить с ребенком так, чтобы он слышал все с первого раза.

1. Слезайте с трона великого Родителя

Слезайте, слезайте! Иначе ничего не выйдет. Когда ребенок совсем мал и только начинает ползать, все вокруг для него кажется огромным. Но природа устроила все таким образом, что самые близкие люди – мама и папа — практически все время первого года жизни носят малыша на руках, тем самым поднимая его обзор мира до уровня своего видения. Как только ребенок начинает ходить, растет, приобретает свой характер и особенности поведения, многие родители забывают об этом метре разницы видения мира и с высоты своего полета смотрят на малыша и общаются с ним сверху вниз. Отсюда и речь родителя зачастую также принимает повелительный характер и приказной тон. Ведь «кто, если не я его научит», «я же старше», «у меня жизненного опыта вагон, малыш, а ты еще такой маленький и наивный» и пр. Возможно, это действительно так. Но попробуйте спуститься на уровень своего малыша. Просто физически опустите свое тело и посмотрите ребенку в глаза. Вы обязательно заметите, что фраза, сказанная с высоты своего родительского полета, и та же фраза, сказанная ребенку глаза в глаза, звучит совершенно по-разному. А точнее, отношение к восприятию данной фразы у ребенка меняется.

Попробуйте попросить ребенка убрать игрушки, не стоя франтом или крича с кухни, а глядя на него. Вместе посмотрите на хаус в детской, оцените беспорядок взглядом… Но обязательно вместе и обязательно глядя друг другу в глаза.

2. Будьте последовательны в своих просьбах

Помните о том, что ваш ребенок всегда будет вашим отражением.

Ему мало услышать вас, он должен увидеть, ощутить и воспринять сказанное через органы чувств и эмоционально.

Так, например, мама вместе с дочерью собираются уходить из гостей. Мама говорит своей дочке: «Лена, пора одеваться». Фраза была сказана глаза в глаза, и ребенок точно ее услышал. Но затем мамина подруга предлагает доесть пирог, посмотреть еще одну фотографию, записать рецепт того самого пирога. В результате мама сама не одевается, тянет время, но при этом все повторяет и повторяет: «Лена, ты готова?» Ребенок видит, что мама еще даже и не начинала одеваться, и в следующий раз не станет прислушиваться к подобным просьбам, поэтому, если уже фраза была произнесена и услышана, действуйте в соответствии с тем, что было сказано ребенку, и сами показывайте пример.

3. Играйте

Игра – это удивительная штука. Вот, к примеру, ваш ребенок берет все игрушки, что есть в доме, бросает их на пол, бегает по ним, топчет и кидает. Смотреть на это без успокоительных очень сложно, и сердце сжимается каждый раз, когда вы, молча, собираете игрушки в корзину, вздыхаете от бессилия и повторяете: «Убери игрушки!» , затем — «Немедленно убери игрушки!» , и наконец с раздражением — «Сколько можно уже тебя просить убрать игрушки?!» А если попробовать, например, и неожиданно понарошку заплакать, когда очередной медведь снова полетел на пол? И сказать: «Это же мишка, ему очень больно! Посмотри, мне кажется, он плачет вместе со мной» . Разумеется, в 12 лет эти игры не пройдут, но на раннем этапе образ «плачущего мишки» надолго останется в сознании малыша. Дома наступит чистота и порядок. А ребенок услышит с первого раза.

Кстати, сказки тоже можно отнести к моменту игры. Рассказывайте и сочиняйте их вместе с ребенком, и пусть один из героев будет похож на вашего малыша.

Таким образом, можно направлять различные ситуации в нужное вам русло.

4. Забыть слова «нет» и «нельзя»

Ребенок таскает в детский сад собачий корм и ест его на прогулке… Кажется, в этой ситуации без жестких запретов и слова «нельзя» не обойтись, но вы все-таки попробуйте. Можно, к примеру, съесть чуть-чуть корма вместе с ребенком и потом плеваться весь вечер, сказать, что болит живот, тошнит и, видимо, это серьезное отравление. Скорее всего, ребенок испугается, и это избавит его от вредной привычки, ну а вы обойдетесь без использования в своей речи раздражающих малыша слов «нет» и «нельзя».

Кстати, риторические вопросы, вроде «До каких пор ты будешь…?», тоже лучше забыть.

Психологи утверждают, что на подобные вопросы дети реагируют еще ярче. Таким образом, речь родителей должна быть положительна, конкретна и аргументирована, а также добра, но ни в коем случае не иронична.

5. Неожиданные повторения

Дети растут, но правила не меняются. Повторяйте то, о чем договаривались раньше, используя те же методы, но в других ситуациях, под другим ракурсом, в иных условиях и отличной от предыдущих эмоциональной среде.

Пожелания родителей обязательно будут услышаны и останутся с ребенком навсегда.

Жизнь подкинет много сложных вопросов, но подсознательно люди будут искать ответы на них, вспоминая то, о чем им когда-то говорили родители.

Читайте также:  Мышцы груди расположение

Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет.

Особенности развития ребенка детей в 6 лет

Вашему ребенку исполнилось шесть лет. Поздравляю, это замечательный возраст. В этом возрасте ребенок является уже вполне сформировавшейся личностью с собственными взглядами на окружающий мир. Он осознает свое положение в обществе, как в детском коллективе, так и среди взрослых. Исходя из этого, строит линию поведения, формирует отношение к окружающим его людям. Каждый самостоятельный шаг ребенка — это своеобразная репетиция. Чем больше репетиций, тем полноценнее будет его роль во взрослой жизни. Вместе с тем, определяя степень самостоятельности, нужно, конечно, учитывать возраст ребенка. Во всем хорошо равновесие. На одной чаше весов должны быть права, на другой — обязанности.

Рассмотрим несколько основных аспектов развития ребенка.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

У детей к шести годам двигательная деятельность становится все более разнообразной. Именно в этом возрасте можно начинать регулярные занятия в спортивных секциях. Ребенок уже сознательно относится к требованиям взрослых, у него развивается способность понимать поставленную задачу, стремиться к достижению цели. Часто шестилетние дети сами, по своей инициативе, разучивают какие-либо новые движения, пытаясь освоить то, что плохо получается, проявляя при этом удивительную настойчивость. Через год ребенок пойдет в школу, и учеба потребует от него больших физических сил: рано вставать, проводить пять — шесть часов за партой. Если прибавить к этому недостаток воздуха в закрытых школьных помещениях и домашние задания, отсутствие дневного сна, то становится ясно, что здоровье у ребенка должно быть не просто хорошим, а очень хорошим.

Танцы или гимнастика, ролики, коньки, лыжи — все это полезно для укрепления иммунитета и общего физического развития ребенка. Плавание отлично снимает нервное напряжение, улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы. А при ходьбе, в отличие от других физических упражнений, ритмически сочетаются напряжение и расслабление. Кроме того, занятия спортом на свежем воздухе, подвижные игры обеспечат хорошую координацию движений, ловкость, выносливость.

Но вне зависимости от того, ходит ли ваш ребенок в кружки и секции, следите за соблюдением режима. Ему по-прежнему необходим дневной отдых, пребывание на свежем воздухе.

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка 6 лет

У детей шести лет особое значение имеет воля — способность поступать не так, как хочется, а так, как нужно. В этом возрасте ребенку вполне под силу управлять своим поведением, соблюдать этические нормы. Ребенок активно участвует в любой деятельности, причем как групповой, так и индивидуальной, легко ориентируется в любой обстановке. В связи с этим вам следует преподать ребенку основы личной безопасности (например, как обращаться с бытовыми электрическими приборами, острыми кухонными принадлежностями, как вести себя на улице, с незнакомыми людьми), учить малыша искать выход из трудной ситуации. Вполне уместно будет поручить ребенку посильную домашнюю работу.

Развитие эмпатии у ребенка 6 лет

У ребенка 6-7 лет достаточно высок уровень эмоционального развития — он уже обладает способностью чувствовать чужое настроение, проявлять сочувствие по отношению к другим, предлагать свою помощь. Эмоциональный мир ребенка очень богат, но малыш еще не знает, как в нем жить. Его обуревают чувства, причины и названия которых не всегда ему известны, не всегда он умеет с ними справляться. Вы можете помочь ему разобраться в этом.

Развитие интеллекта ребенка в 6 лет

Ребенок 6-7 лет проявляет активный интерес к новой информации, при этом сохраняя в памяти все полученные ранее знания. В этом возрасте увеличивается объем памяти, внимание становится в большей мере произвольным, хотя и непостоянным. Достаточно высоко и речевое развитие — словарный запас дошкольника составляет 3,5-6 тысяч слов. Ребенок этого возраста должен верно произносить все звуки родного языка, уметь согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях, легко оперировать речевыми оборотами, производить простейший звуковой анализ слов.

В возрасте шести лет дети познают все в наглядно-образном и наглядно-действенном планах. Словесно-логическое мышление пока уступает образному, поэтому большое внимание нужно уделять практической деятельности и наглядному материалу. Умственное развитие ребенка идет параллельно с физическим и чувственным. То есть любые двигательные навыки, например прыжки со скакалкой или вязание на спицах, стимулируют развитие интеллекта. Оригинальный способ стимуляции умственных способностей — чистописание, но необычное: левой рукой, если вы правша, и правой, если левша. Ведь левая рука ничем не хуже правой, как и правое полушарие не хуже левого. А попробуйте взять в левую руку ложку. Попробуйте сами и дайте возможность вашему ребенку научиться владеть обеими руками в полной мере. Обучение игре на любом музыкальном инструменте помогает научиться концентрировать внимание. А также пробуждает в ребенке качества лидера: занимаясь любимым делом, он всегда пытается создать что-то новое и первый берется за воплощение своих идей. Вместе с тем уроки музыки не являются самоцелью. Ребенок может и не стать выдающимся музыкантом, но будет развитым человеком. Кроме всего прочего, музыкальный слух поможет ребенку в дальнейшем при изучении иностранных языков.

Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребенок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. Присмотритесь к своему чаду и бережно направляйте его стремления. Дети любят не сами игрушки, но потенциал творчества, в них заключенный. Они любят разобрать игрушку, чтобы применить ее по-своему. Психологи считают, что обилие игрушек подавляет ребенка, мешает ему сосредоточиться. Если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Есть изумительные вещи, достоинство которых в том, что они не имеют определенной формы или назначения. Это глина, пластилин, цветная и белая бумага. Им можно придать любую форму. Они дают пищу для ума, развивают воображение, творческое мышление, терпение, усидчивость.

Читайте также:  Сироп от кашля при бронхите для детей

Один из способов развития творческого начала в ребенке — это театр или игры по ролям, в них есть возможность прямого и свободного самовыражения.

С переходом на 12-летнее образование детям приходится включаться в учебную деятельность не с 7, а с 6 лет. В связи с этим появляется несколько вопросов. К какому возрасту отнести детей шести лет: дошкольный или младший школьный? Если шестилетний ребенок начинает учиться в школе, значит ли это, что он развивается быстрее и перестает быть дошкольником, поднимаясь на следующую возрастную ступень? Полезно ли в этом возрасте включаться в школьное обучение, и каким это обучение должно быть? Все ли дети могут учиться с 6 лет? Психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей школьного возраста. В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у них преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Необходимо постоянное включение в урок игровых элементов, проведение специальных дидактических и развивающих игр, поскольку еще сильна потребность в напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни. В этом возрасте ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

В целом можно сделать следующий вывод. Шестилетние дети по уровню своего развития — дошкольники. Соответственно обладают психологическими особенностями, присущими данному возрасту. А потому вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе.

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.

Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.

Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)

Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».

Читайте также:  Коллагеновые болезни это

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»

Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.

Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.

Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».

4. Научите его самостоятельно делать уроки

Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.

Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.

Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».

10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки

Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.

В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Ссылка на основную публикацию
Чем чистят кишечник в домашних условиях
Накопление токсинов в организме может спровоцировать снижение иммунитета. Очистить кишечник от токсичных продуктов обмена можно при помощи энтеросорбентов растительного происхождения....
Чем промывать нос при гайморите народные средства
Вопрос, чем промывать нос при гайморите в домашних условиях, задается с одной целью – чтобы любым способом избежать болезненной процедуры...
Чем промыть глаза после сварки
Есть профессии, которые входят в группу опасных для здоровья людей, к числу таких относится профессия сварщика. Во время выполнения сварочных...
Чему научить ребенка в 6 лет
Психологи утверждают, что с наступлением холодов родители все чаще повторяют фразу «Надень шапку!», а дети все реже эту шапку надевают....
Adblock detector